База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Анастас Корсунянин

Анастас Корсунянин

Анастас Корсунянин

Карпов А. Ю.

Анастас (Настас) Корсунянин (ум. после 1018), один из ближайших сподвижников князя Владимира Святославича, Крестителя Руси; предположительно, фактический руководитель Русской Церкви в годы его княжения, грек (?).

До 989 г. Анастас находился в Херсонесе (Корсуни) — центре византийских владений в Крыму. Его политическая карьера на Руси началась с предательства. Во время осады Корсуни князем Владимиром Святославичем (989 г.) Анастас перешел на сторону русского князя. В отправленном им стрелой из осажденного города послании сообщалось о местонахождении колодцев, из которых в город по трубам поступала вода. Перекопав трубы, Владимир прекратил доступ воды в город и тем самым вынудил корсунян сдаться. В благодарность за оказанную услугу Владимир приблизил Анастаса к себе и взял его с собою на Русь вместе с корсунскими священниками и многочисленными христианскими святынями. Летописное предание о крещении Владимира (т. н. "Корсунская легенда") связывает с именем Анастаса само крещение русского князя: получив во время осады его записку, рассказывает летопись, Владимир "возревъ на небо, рече: аще се ся сбудет, и сам ся крещю".

По свидетельству поздней Никоновской летописи (XVI в.), Анастас принимал деятельное участие в утверждении христианства в русских землях. В 990 г. вместе с киевским митрополитом Михаилом, епископами, а также дядей Владимира по матери Добрыней он едет в Новгород, где сокрушает языческие кумиры и крестит многих жителей, а в следующем 991 г. с той же целью и в сопровождении тех же лиц совершает поездку "по Русской земле и до Ростова". Достоверность этих сведений, однако, вызывает сомнение.

В 991—996 гг. Владимир строит в Киеве церковь Пресв. Богородицы (Десятинную) и поручает руководство ею Анастасу: "украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньскыя… пристави служити в неи, вдавъ ту все еже бе взялъ в Корсуни: иконы и съсуды и кресты". Анастасу же передается и церковная десятина, установленная Владимиром от всего "именья" своего и "от градъ" в пользу церкви. В качестве блюстителя княжеского имущества Анастас действует и после смерти Владимира (15 июля 1015).

В последний раз Анастас Корсунянин упоминается в летописи под 1018 г. После захвата Киева польским князем Болеславом Храбрым и Святополком Окаянным (14 августа) Анастас вновь переходит на сторону победителя, а именно Болеслава, и когда последний покидает Киев, отправляется вместе с ним в Польшу все в том же качестве блюстителя княжеского добра: по свидетельству летописца, Болеслав "…Настаса пристави Десятиньнаго ко именью, бе бо ся ему вверилъ лестью (т. е. обманом. — А. К.)".

О судьбе Анастаса Корсунянина в Польше сведений нет.

Относительно статуса Анастаса в Корсуни и на Руси показания источников расходятся. "Повесть временных лет" и Житие князя Владимира именуют его просто "мужем корсунянином", а затем как будто отличают от прочих "попов корсунских", приведенных Владимиром на Русь. В Новгородской же Первой летописи Анастас назван "иереем", т. е. священником. Если последнее верно, то можно предположить, что в Киеве Анастас занял место настоятеля Десятинной церкви — главного храма Киевской Руси конца X — первой трети XI в. (Отдельные списки Жития князя Владимира и т. н. "Повесть о Николе Заразском" называют его "корсунским епископом", но это, конечно, неверно.) Те исключительные функции, которые были возложены на него князем Владимиром (особенно если принять предположение ряда историков о фактическом отсутствии в конце X — начале XI в. митрополита в Киеве), позволяют считать Анастаса Корсунянина действительным руководителем Русской Церкви в княжение Владимира Святославича. В таком случае, не исключено, что именно его имеет в виду немецкий хронист Титмар Мерзебургский, упоминающий о некоем киевском "архиепископе" в рассказе о захвате Киева Болеславом Храбрым в 1018 г.: этот не названный по имени архиепископ встречал 14 августа 1018 г. вступающих в город Болеслава и Святополка Окаянного, а затем был отправлен Болеславом в качестве посла к новгородскому князю Ярославу Владимировичу Мудрому. (По-другому, речь может идти о киевском митрополите Иоанне I.)

Список литературы

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 109, 116, 121—122, 144 (Лаврентьевская летопись);

Новгородская Первая летопись. С. 150, 155, 165—166, 551—552;

ПСРЛ. Т. 9. С. 63—64 (Никоновская летопись);

Срезневский В. И. Память и похвала князю Владимиру и его Житие по сп. 1494 г. // Записки Имп. Академии наук по ист.-филолог. отдел. Т. 1. № 6. СПб., 1897. С. 9—12 (Житие князя Владимира);

Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906;

Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском. Тексты // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 7. М.; Л., 1949. С. 282.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена