База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Бунтующее сердце (образ Е. Базарова)

Бунтующее сердце (образ Е. Базарова)

Бунтующее сердце (образ Е. Базарова).

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и глав­ный его герой — разночинец-демократ Базаров явились, по определению самого автора, «выраже­нием новейшей современности».

Роман создавался во время подготовки и про­ведения крестьянской реформы, в условиях обо­стрения борьбы между двумя силами общества — либералами и революционными демократами. Столкновение этих двух сил и отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети».

Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами (отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории и другие), явились предме­том горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения.

Главный герой романа — разночинец-демо­крат, выступающий принципиальным противни­ком всего дворянства, всех понятий дворянского общества, в особенности же либерального, роман­тического идеализма. Писателю казалось, что люди, отрицающие эти понятия, тем самым уж ничего не признают и заслуживают названия «ни­гилистов». Но такое представление о мировоззре­нии демократов не помешало Тургеневу очень об­стоятельно и вдумчиво осмыслить характер своего главного героя. Ему хотелось найти в нем нечто привлекательное, поэтому писатель подчеркивает трезвость, утилитарную направленность мышле­ния и своеобразный скептицизм Базарова — скеп­тицизм практического деятеля, доверяющего только своему делу.

Изображая Базарова, Тургенев слегка намека­ет на какие-то революционные возможности, та­ившиеся в людях его типа: «от копеечной свечки Москва сгорела», «нас не так мало, как вы думае­те». Но никаких намеков на активную деятель­ность самого героя в романе все же нет.

Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он уверен, что либералы-обличители «ни­куда не годятся», что аристократы — «дрянь», что реформа «едва ли пойдет нам впрок», что народ полон грубых суеверий, что русские мужи­ки склонны к пьянству. Не видя созидательной силы ни в правительстве, ни в дворянстве, он не видит ее и в народной, крестьянской среде. Сло­вом, у Базарова нет последовательной социально-политической теории, явно выраженных идеалов. Он стремится сокрушить твердыню дворянского идеализма с помощью утилитарного, материалис­тического миропонимания, поэтому и не признает никаких авторитетов, никаких принципов, при­нятых на веру. Он ни во что не верит, кроме прак­тического опыта и научного эксперимента, поэто­му он так спокоен, холоден, трезв, иногда даже циничен.

Материалистические взгляды Базарова выяв­ляются в романе очень четко. Его материализм — естественнонаучный, физиологический, экспери­ментальный, стремящийся по-своему объяснить даже то, что выходит далеко за пределы физиоло­гии. Но материализм Базарова не кабинетный, не академический. Он имеет очень активную общест­венную направленность: материалистические убеждения заставляют Базарова объявить себя за­клятым врагом всей дворянской культуры и по­борником культуры демократической. Именно здесь он выступает активным проповедником новой демократической идеологии, которая опи­рается на естественнонаучные знания. Смысл ее — идейное и моральное раскрепощение русского общества.

С едкой иронией Базаров разоблачает иллюзии дворянского общества. Он отрицает преклонение перед красотой природы и не хочет видеть в ней «храм», он не признает искусства как служения красоте и принижает гениальных художников Ра­фаэля, Пушкина. Над романтической любовью, обожествляющей женщину, он прямо глумится. Но в своем отрицании Базаров не скептик, не «ни­гилист». Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастер­скую», в которой человек — «работник».

Видя в разночинце-демократе представителя чуждого себе мира, Тургенев тем не менее показал в нем такую трезвость и убежденность мысли, прямоту чувств, собранность воли, которые дела­ли его необычайным явлением в изображаемой со­циальной среде.

Осуждая в романе утилитарные убеждения де­мократа и противопоставляя им романтико-идеалистические убеждения либералов, Тургенев все же не нашел среди них никого, кто мог бы уверен­но и успешно переспорить «нигилиста», одержать над ним верх в идейных столкновениях. В семье Кирсановых Базаров сразу находит своих поклон­ников и идейных противников. Но это не стойкие поклонники и слабые противники.

Старший из Кирсановых — по существу, не­удачник и приживал. Тургенев подчеркивает ко­мичность его аристократических замашек и пре­тензий. Но все же именно его писатель делает главным противником Базарова в ссорах, а затем и на дуэли.

Николай Кирсанов также не в силах серьезно противостоять Базарову. Он либеральный поме­щик, который завел на своей земле «ферму», хо­зяйство, основанное на вольном, наемном труде. Он требует агрономических улучшений, для этого учится и старается «стать в уровень с современны­ми требованиями». Однако на деле Николай Пет­рович оказывается человеком недалеким. Самое большее, что от него можно ждать: ферма не про­горела и стала бы приносить доход. А в остальном ему вполне довольно Пушкина, виолончели и Фенички.

Таковы «отцы» в дворянстве 60-х годов, но и «дети» ни в чем не сильнее их. Молодого дворяни­на Аркадия автор изобразил робким учеником во­инствующего разночинца-демократа, человеком столь же недалеким, как и его отец, способным променять свои передовые идеи на любовь к де­вушке и счастливое прозябание в кругу семьи. И к Аркадию Базаров относится снисходительно, иронически. Таким образом, среди дворян у Ба­зарова нет ни достойных противников, ни нас­тоящих единомышленников. Последние у него, несомненно, должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Автор, конечно, понимал такую возможность, но не счел нужным ее раскрыть в сюжете романа. Ему хотелось показать Базарова одиночкой. Ведь даже когда он при­езжает в провинциальный город, он не встречает людей своего уровня и круга. Здесь перед ним за­искивают люди, извращающие передовые идеи эпохи, стремящиеся прикрыть свою духовную пустоту новейшими понятиями, модными слова­ми. И Базаров с презрением отворачивается от них. Сопоставив Базарова с Ситниковым и Кукшиной, писатель оттенил этим всю значитель­ность его характера, всю серьезность его идейных запросов. Но последующим развитием сюжета Тургенев попытался доказать несостоятельность материалистических взглядов своего героя. Испытанием его характера и его убеждений стали отношения с Одинцовой, благодаря которым он дол­жен был на собственном опыте убедиться в том, что существуют романтические чувства и что они бывают очень глубоки и сильны.

Однако привести Базарова на любовное свида­ние могла героиня, не похожая на прежних геро­инь Тургенева, юных девушек с наивностью и не­посредственностью переживаний. Одинцову писа­тель изобразил как человека незаурядного, умно­го, пытливого и в то же время как женщину при­влекательную, красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь «нигилиста», возбудить в его душе неведо­мые до этого чувства; Поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны. Куль­минацией этой сюжетной линии является призна­ние Базарова в любви. Но здесь нет авторской иро­нии, так как для Тургенева любовь всегда была проявлением высших человеческих качеств, кри­терием его нравственности, чести, добродетели. Базаров не только страдает от любовной неудачи, не только теряет былой оптимизм и уверенность, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ни­чтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров долго хандрит в доме родителей, затем легкомысленно любезничает с Феничкой и прини­мает вызов Павла Петровича на дуэль, нелепость которой сам хорошо понимает. Вскоре мрачный скептицизм, подавленность приводят к небреж­ности при вскрытии трупа, он получает заражение крови и умирает в расцвете сил, назвав себя перед смертью ненужным для России человеком.

Такой конец главного героя глубоко символичен. Писатель не связывает с людьми типа База­рова обновления России, однако как замечатель­ный художник предвосхищает появление людей, способных на великие дела и благородные поступ­ки. На дуэли нравственное превосходство Базаро­ва над Кирсановым проявляется еще отчетливее, чем в их спорах. А свою случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой стойкостью, на какую не были способны его идейные противники и которая превращает гибель героя в его апофеоз.




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена