База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Д. Норман. Память и научение

Д. Норман. Память и научение

Д. Норман. Память и научение.

(конспект)

Память = усвоение + сохранение + извлечение info.

Научение – намеренное усвоение опред. материала.

Сенсорная память

После краткого предъявления зрит. сигнала след длится неск-ко сотен миллисекунд. След позволяет вести переработку поступившей info дольше, чем длится само изображение. Это позволяет зрит. образу сохраняться во время мигания.

Эксперимент Сперлинга (буквы à сигнал, чем больше время между ними (от 100 до 1000 мсек), тем хуже воспроизведение).

Этапы переработки info

У. Джеймс:

первичная память – мех-м, позволяющий без усилий восстанавливать в памяти происшедшее сейчас (info легко доступна, ярка)

вторичная память – требует усилий и поиска; восстановление событий прошлого (м/б обманчивой)

Этапы:

Сенсорная память – один из первых этапов, через кот. проходит info

В первич. памяти мы впервые осуществляем сознательный контроль за переработкой info; мы м/выбрать, как поступить с материалом перчив. памяти, но не м/контролировать, что туда поступает

Стратегич. приемы и процессы переработки взаимод-т с накопленными знаниями. Память хранит не все. Знание м/б заменено мыслью (я не помню, сколько будет 479*356, но могу вычислить)

В первич. памяти производится намеренная переработка info, помогающая запоминать ее и интерпретировать, а также выводить из нее дальнейшие заключения.

Для полной интерпретации и понимания входных сенсор. сигналов недостаточно того, что содержится в самих сигналах. Сенсор. образ д/б облечен плотью в рез-те его истолкования, кот. возможно лишь на основе внутр. структур, создаваемых для этой цели когнитив. системой. Ту часть анализа, кот-я исходит от высших концептуальных уровней, наз-т «концептуально направляемой переработкой info» («нисходящей переработкой»), а ту его часть, кот. начин-ся с сенсор. данных, извлекает их существенные св-ва и объед-т в информативную единицу – «переработкой, направляемой данными» (или «восходящей переработкой»). Первая переработка управляема, вторая более автоматична.

Первичная память

То, насколько удается запомнить фразу, м/зависеть от спос-ти перцептив. системы понять эту фразу, от спос-ти сосредоточиться, имеющихся знаний, желания запомнить, … и лишь в малой степени от св-в систем первичной памяти

Ум ищет смысл и порядок, чтобы с их помощью можно было потом восстановить info. Когда есть интерпретация, система памяти работает лучше.

Как измерить функцию одной лишь памяти, если каждая часть системы помогает остальным? – Бессмысленные слоги, случайные цифры.

Список слов. Надо воспроизвести в любом порядке. Лучше воспроизводятся последние (еще находятся в первичной памяти).

Рассеивается ли info из первичной памяти просто с течением времени или же из-за вмешательства других элементов и операций? Играют роль и время, и помехи. Самопроизвольное исчезновение info происходит через 10 – 15 сек., действие помех характеризуется одинаковой (на 1/3) убылью info под влиянием каждых 3 – 4 мешающих элементов.

Когда люди стараются вспомнить слова и буквы, предъявленные им визуально, то совершаемые ошибки бывают фонологическими, т.е. зависят от звукового сходства à зрительная info перекодируется в первич. памяти в слуховую (во всяком случае, когда запоминаются слова или буквы).

Вторичная память

Мех-мы памяти работают по-разному, когда они запускаются по-разному. Мы движемся по следам, по связям, по путям знания, и решающее значение имеет то, откуда мы начали свой путь. Главное св-во памяти – стремление создавать связи между отдел. элементами (ассоциации).

Трудности изучения: вторич. память огромная, границы не установлены, содержит опыт всей жизни.

Осн. вопросы: организация и структура материала

Оценка Фрейда: более верно, чем считают когнитив. Ψлоги; менее верно, чем психоаналитики. Понимал природу ассоциаций, но не предложил Ψски правдоподобные мех-мы. Не создал теорию, сопоставимую с фактами.

Ответы и вопросы

Прежде чем начать поиски, надо поставить вопрос в форме, соответствующей типу искомой info.

Набор букв. Быстро понимаем, что такого слова нет. Но ведь не пересматриваем в голове все известные слова!

Мы обладаем системой памяти с адресацией по содержанию – системой, где путь, кот-й надо избрать, чтобы найти нужную info, задается самой этой info.

3 типа использования памяти:

вопросы, ответы на кот. даются путем прямого извлечения info из памяти (дельфин – млекопитающее или рыба? сколько вам лет?)

вопросы, ответы на кот-е даются путем рассмотрения мысленного образа (сколько окон в доме, где вы живете?)

вопросы, ответы на кот-е, видимо, даются путем умозаключения (есть ли у кита-самца пенис?)

Забывание

Забывание – любая невозможность извлечь info, включая такой случай, когда сегодня забылось то, что вспомнится завтра.

Осн. трудность извлечения info из вторич. памяти связана со структурой памяти и с большим кол-вом заложенного в нее материала.

Для успешного извлечения info недостаточно того, чтобы нужная info сохранялась. Искомое событие д/б описано таким сп-бом, кот-й отличал бы его от всех остальных похожих событий.

Возможно: хотела, но забыла послать письмо – не прошло дальше первич. памяти.

Др. форма забывания - регулярно вспоминаю, но все равно забываю отправить письмо. à забывание отчасти объясняется недостаточной длительностью намерения. Случайного воспоминания не бывает, нам что-то напоминает.

Или нежелание помнить то, что не нравится à забывание – подавление (защитный мех-м).

Структура памяти.

Запросы (чтобы извлечь информацию из библиотеки) со спецификацией по:

свойству – запросы по характеристике, а не содержанию информации (Н., документ, написанный опред. лицом или в опред. период времени)

содержанию – документ хранится в соответствии с его значением, включая рассмотренные в нем вопросы и сделанные утверждения.

функции (не = содержанию; в документе, функция кот. сост-т в том, чтобы заставить сталепромышленников снизить цены, может даже не упоминаться о стали)

Память организована так же.

Переход от слова к значению (Н., узнавание слова в тексте) гораздо быстрее. чем от значения к слову (отгадывание кроссвордов).

Поиск информации должен начинаться со спецификации воспоминания (что конкретно мы ищем), кот. служит для описания искомой информации, и это описание будет успешным, только если оно удовлетворяет нескольким критериям:

в памяти должны действительно существовать записи, соответствующие данному описанию

оно должно быть достаточно точным (расплывчатое описание соответ-т слишком многому в памяти)

оно должно допускать проверку (если описанию соответ-т неск-ко записей, должен существовать сп-б выбора между ними)

описание должно иметь такую форму, чтобы его могли исп-ть мех-мы доступа к памяти

Четыре субпроцесса извлечения информации из памяти:

Субпроцесс



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена