База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Из истории джаза

Из истории джаза

 «Если  вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов ХХ века. История джаза – часть истории ХХ века. Джаз многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи, не связаны с приливами и отливами популярности этой музыки. Джаз восходит к фольклору американских негров. Его разнообразные жанры «Филд край», «холлер», «уорк сонг», «ринг-шаут» - музыка не африканская и не европейская, но сплав элементов двух музыкальных традиций.

 

Введение:

Джаз - один из наиболее популярных видов современной музыки.

История:

Вывезенные в Америку негры-рабы вначале посещали церковь и участвовали в пении церковных гимнов. Когда же их из церкви изгнали, то в своих отдельных церквях и на религиозных собраниях они стали исполнять христианские гимны уже на африканский манер. Так появились спиричуэлс. Из спиричуэлса и «уорк-сонг» (трудовой песни) возник блюз – предтеча джаза. Блюз (этот термин образовался от сочетания двух слов: «блу», «девл» - меланхолия, хандра) существует как самостоятельный музыкальный жанр. Негритянские блюзы были очень грустными песнями, в них выражалась тоска по родине, рассказывалось о бесправном и тяжелом положении негров-рабов. Исполнялись блюзы обычно под аккомпанемент гитары или банджо.  Исполнительницы блюза Бесси Смит, Билли Холидей вошли в историю джаза. В начале века зародился и регтайм или стиль «рег» и представлял собой попытку негритянских музыкантов использовать перекрестные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Произведения титана регтайма Скота Джоплина исполняются и сейчас.  Негры-музыканты в большинстве своем не знали нотной грамоты. Никакого систематического музыкального образования у них не было, поэтому широко было развито ученичество, наставничество. Начинающие музыканты ходили за своим «учителем» по пятам, слушали часами его игру, изучали конкретную технику, конкретную манеру.

 Блюз и регтайм - это еще не джаз, а только подступы к джазу. Чтобы возник наконец джаз, необходимо было существование такого города как Новый Орлеан. Это город легенда и город легенд (одна из них – джаз). Населенный выходцами из Франции и Испании, «Париж на Миссисипи» - город танцующий, веселящийся, поющий. Город, в котором с помощью музыки мог быть преодолен даже непреодолимый расовый барьер. Музыка белых и негритянская музыка смешивались. Отрывки из опер, фортепианных произведений европейских композиторов классической школы, популярные песенки из водевилей, блюзы, регтаймы – все это было на слуху, все варилось в одном котле, и, в конечном счете, в первом десятилетии ХХ века возникла качественно новая музыка, которая получила название джаз. Историки джаза полагают, что это определение родилось из бытующего выражения «джезинг ит ап» – играть с воодушевлением, энергично. Новый Орлеан – южный город. Поэтому музыка исполнялась, в основном, на улицах, на пикниках, на открытом воздухе.

  Основа джаза -  импровизация. Джаз «разговорил» инструменты, обнажил их душу. Только с развитием джаза стало очевидным, какими огромными выразительными средствами располагают труба, кларнет, саксофон, тромбон, контрабас, барабан. Саксофон является, наряду с фортепиано, основным солирующим инструментом, выразителем музыкальных идей. В джазе музыку не исполняют, а творят. Нет композиторов, пишущих для джаза. В каждом имеющем собственное лицо ансамбле есть руководитель (лидер), которому принадлежит авторство большинства оригинальных композиций или аранжировок. В европейской музыке основная метрическая пульсация заложена в самой мелодии. В джазе граунд- бит (сопровождение) не связан с мелодией и выдерживается самостоятельной группой инструментов (обычно ударные, контрабас, гитара). Однако участие этих инструментов в исполнении не исчерпывается только лишь сопровождением. Соло хорошего барабанщика или контрабасиста – многокрасочная импровизационная композиция. Пианист в джазе не только и не столько виртуоз, сколько мыслитель. Поэтом фортепиано был Дюк Эллингтон, имя которого стало символом музыкальной культуры джаза.         

Свинг (очередной этап в развитии джаза) связан с постоянным отклонением ритма от сопровождения. Достигаемый с помощью свинга эффект «раскачивания» звуковой массы, конечно же, был наиболее заметен в биг-бенде с его мощным, красочным звучанием. В середине 30-х годов был очень популярен большой оркестр, управляемый знаменитым            кларнетистом Бенни Гудменом. Эра свинга совпала по времени с эрой радио. Радиоприемники появились в каждом доме и радиокомпании ежедневно по два-три часа транслировали выступления знаменитых биг-бендов. Таким образом джаз вышел из стен ресторанов, ночных клубов, дансингов и стал достоянием широкой публики и не только американской. С 20-х годов джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. Джаз-оркестр Александра Цфасмана был создан в Москве в 1927 году. Много сделали для развития джаза Александр Варламов, Николай Минх, Георгий  Лансберг, Леонид Утесов.

                                    




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена