База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Конспект статьи "Современная медиаструктура" Е. Л. Вартановой

Конспект статьи "Современная медиаструктура" Е. Л. Вартановой

Содержание

Введение. 2

Переходный период. 2

Постсоветские сдвиги. 2

Журналы.. 3

Аудиовизуальные СМИ.. 3

Новые форматы радио. 4

Интернет. 5

Информационные агенства. 5

Рекламный рынок. 5

PR.. 5


Введение

Советская система СМИ была неотъемлемым институтом советского общества, и отражала все противоречия, достижения и проблемы того периода. Но информационная картина того времени была односторонней и не соответствовавшей реальности. Противоречия внутри советской системы СМИП (Средств массовой информации и пропаганды) в последние десятилетия существования СССР назревали. Откуда мы имеем «самиздат» и «прокуренные кухни».

Часто медиа СССР выражали напряженность внутри системы, но не в явной форме, и то очень редко. У советских СМИП не  было потенциала «четвертой власти». Но газеты и телеканалы получали тонны писем от читателей и зрителей, с призывами разобраться и осветить те или иные жизненные проблемы и конфликты.

Нам необходимо помнить, что из внешне монолитной советской системы медиасистемы и выросли постсоветские СМИ России. Отечественные СМИ сегодня – это уникальный развивающийся мир со своими тенденциями и процессами, полными противоречивых явлений: это и симбиоз этатизма и частных СМИ, параллельное существование Интернет-изданий и допотопных «районок», политический диссонанс плюрализма и монохромности, взаимодополнение элитарных изданий бульварными.

Переходный период

Рубежные для многих стран 1989-1990 гг. стали не концом, а именно началом новой истории. Происходили радикальные изменения социально-политического и экономического строя в странах бывшего социалистического лагеря. И можно сказать с этого момента начался так называемый переходный период.

Роль СМИ в переходном периоде привлекает особое внимание по многим причинам. Именно масс-медиа стали важной движущей силой перемен, и той сферой в которой начал реализовываться заимствованный западноевропейский опыт в экономическом и гражданском обществе.

Многие ученые сходятся во мнении, что переходный период завершился к 2000 г., т.к. СМИ постсоциалистического пространства достигли определенности и стабильности. Создание нового типа общества и новых моделей экономики привело к появлению новых структур и отношений в сфере СМИ.

Однако историческая определенная переходность от «антикапитализма» к «антисоциализму» завершилась тогда, когда СМИ перешли к реальным условиям жизни от слепого подражания «воображаемой конструкции англосакской модели СМИ».

Важно отметить, что в России переходный период обусловлен не только стремлением к демократии и рыночной экономике, но и глобальными изменениями в масс-медиа: прогресс ИТК, глобализация и становление небольших медиасистем, направленных на удовлетворение информационных запросов узких целевых групп. Но  наличие общих векторов переходного периода СМИ России не отменило главенство национальных факторов.

После запуска «механизма слома» прежнего социально-экономического устройства и перехода на «капиталистические рельсы», наступил следующий период, где на первый план вышли факторы национального характера. Возникла проблема формирования национальной идентификации, которая должна опираться именно на уникальные историко-культурные особенности развития каждой нации.

Свидетельствами «стабилизации» российских СМИ являются:

·                   СМИ зависят от рекламного рынка и от состояния национальной и глобальной экономики

·                   «Разделение труда» печатных и аудиовизуальных СМИ

·                   Усиление медиакратичности современных обществ

Постсоветские сдвиги

Три важнейшие особенности отличают структуру российских СМИ от советских:

1.      Появление новых предпочтений аудитории – «нация телевизионная»

2.      Вертикальная структура уступила место горизонтальной

3.      Появление PR и развитие рекламы в СМИ

В 1990 году началась регионализация прессы. Читателю стали ближе местные газеты. Региональные издания стали реальными конкурентами столичным. Снизились тиражи, но зато возросло количество изданий. Это явление глобальное, общий вектор СМИ во всем мире. К этим последствиям относятся:

·       Сокращение общего числа читателей газет, возвращение прессы к функции информирования и анализа событий для небольшого числа читателей.

·       Перенос центра тяжести читательских предпочтений на местный уровень с общенационального.

·       Развитие специальных моделей столичных газет для регионов.

·       Повышение доли неоплаченного и частично оплаченного чтения прессы за счет усиления рекламных газет.

·       Не ежедневное чтение, приводящее к развитию еженедельной периодики.

Газеты уже не могут конкурировать с телевидением, и возрождается как средство серьезной информации и политическо-экономического анализа адресованное социальным группам, находящимся на более высоких ступенях по уровню образования и доходов.

Российская пресса постепенно разделяется на качественную и массовую.

Параллельно возникают попытки создания издания по формуле «качество + массовость». Это адаптация столичных изданий в регионах.

Развитие самых последних лет, приносящие стабильность и предсказуемость рынка печатных СМИ, заставляет российских журналистов, внимательно относиться к запросам аудитории и меняющимся социодемографическим характеристикам. Постепенно с улучшением благосостояния россиян и стабилизацией обстановки в стране, спрос на бульварную прессу будет падать и расти – на качественные издания. Тенденция развития отечественных СМИ такова, что потребители будут тянуться в сторону качественной информации и журналистики. Идет некая направленность в сторону «выравнивания»  качества под новый социальный слой – «средний класс».

Многие газеты не могли сразу приспособиться к новой реальности и найти рекламодателей. Стали появляться многочисленные рекламные издания, чаще всего бесплатные. Неравномерность развития экономики в регионах, финансовая нестабильность и высокий уровень бедности в стране и др. – все это мешает СМИ превратиться в нормально функционирующую отрасль экономики. Кризис 1998 года сильно ударил по рекламным бюджетам СМИ и рекламному рынку.

Журналы

Восстановление прессы после финансового кризиса августа 1998 года шло довольно медленно. Однако первыми на улучшение рыночной конъектуры откликнулись журналы, у которых затраты на распространение и доставку меньше.

В 90-е пришли в полный упадок «толстые» литературные журналы. Сегодня же симпатии читателей думающих и анализирующих отданы политически-экономическим еженедельным журналам. Большой интерес массового читателя направлен на сферу частной и семейной жизни – еженедельные телепрограммы. Так же начинают развиваться глянцевые журналы.

Аудиовизуальные СМИ

Старые государственные вещатели остались и после распада СССР. На практике они сохранили подчиненность правительству дня – это четко и ясно отражается в их программной политике – в новостях и политических программах. Т.о. телевидение становится в большой степени, чем другие СМИ, на службе политических интересов. Телевидению до сих пор трудно избавиться от влияния политической элиты. Но это проблемы исторического характера.

Еще в СССР на заре формирования телевидения, оно рассматривалось как нечто большее, чем просто СМИ. Провозглашалось огромное эстетическое и художественное значение телевидения. Так же есть и положительные моменты, от советского ТВ современная Россия унаследовала практически полный охват населения телевизионным вещанием, оснащенность аудитории телевизорами и простой доступ зрителей к основным телеканалам. Сейчас практически все россияне как минимум принимают два канала.

С 1991 года разрушается монополия на ТВ-вещание в общенациональном эфире. С этого же года появляются первые частные телекомпании. Постепенно возникает сетевая система вещания.

Существует 3 модели сетей:

1.                 прямая трансляция

2.                 ретрансляция программ, общих для всех станций сети, обязательно в прайм-тайм

3.                 ретрансляция «пакета» программ партнера в удобное время

Важные социальные процессы, влияющие н изменение отношения россиян к телевидению:

·                   Изменение социальной структуры общества, увеличение числа незанятых или частично занятых людей

·                   Изменение стереотипа досуга, отказ от проведения его вне дома, стремление сократить денежные расходы на свободное время

·                   Усиление политической апатичности

Последний социальный процесс объясняется тем что ТВ играло большую роль в формировании нужного политической элите общественного мнения. Все помнят выборы 1995-96 гг. и 1999-2000 гг. Зрители, смотрят то, что хотят, а не то, что им показывают. И если не показывать то чего хочет аудитория, то зрители найдут альтернативу ТВ каналам.

Для среднего зрителя ТВ во многом средство развлечения. Еще очень важной вещью является показ художественных фильмов по ТВ. Потребность массового зрителя одна из сил влияющих на формирование программной политики телеканалов. Так как основная доля доходов от рекламы. То идя за рекламодателем, каналы следуют за вкусом зрителей, являющихся одновременно и покупателями. Это чревато низкопробностью, пошлостью и примитивом.

Новые форматы радио

В СССР радио привлекало значительно меньше общественного внимания, чем остальные медиа. Это придавало ему статус второстепенного СМИ. Зато сейчас радио пользуется бешеной популярностью. Радио лучше удовлетворяет требования аудитории, чем ТВ. В СССР радио в основном было кабельным. Это обеспечивало доступ к нему практически каждого, но разнообразие сводилось всего к трем радиоканалам.

После 1990 года стало стремительно расти число частных радиостанций по всей стране. Наибольшей популярностью пользуется FM-диапазон, в котором сегодня вещают практически все радиостанции.

Радио – довольно прибыльный бизнес. Оно может предложить рекламодателям довольно четкие возрастные и социальные характеристики своих слушателей. Постепенно музыка вытесняет с эфира речь. Современная легкая музыка для всех возрастов и на любой вкус. Русская музыка, так же постепенно входит в пространство эфира, ранее считавшаяся дурным тоном. Многие созданные в последние годы станции извлекли полезные уроки из принципа жесткого и узкого формирования музыкальной политики. Появляются тематические радиостанции.

Интернет

Активное Интернет-сообщество в России все еще составляет небольшую часть населения. В контексте национальных медиа Интернет стал важным явлением, оказывая влияние и на медиа-профессионалов. В Рунете постоянно появляются и пропадают новые издания. И какую-то точную статистику предоставить трудно. Важнейшей характеристикой позволяющей выделить сетевые медиа в отдельную группу, является регулярность и постоянность их обновления. Это и отличает Интернет-СМИ от других ресурсов сети.

Российские СМИ, представленные в Интернете, распадаются на несколько независимых друг от друга групп:

§                    Клоны

§                    Гибриды

§                    Оригиналы

Наибольшей популярностью среди веб-сайтов пользуются новостные. Интернет-СМИ не имеют четкой законодательной базы, то часто их используют для «грязных технологий» и «черного PR». В особенности такое бывает в предвыборное время.

Информационные агенства

В СССР было всего 2 ИП: ТАСС и Агентство Печати «Новости». Постепенно с 1990 года стали возникать частные ИА. С развитием Интернета появились он-лайн ИА.

Рекламный рынок

В советское время реклама была. Но аудитория настороженно относилась к советской рекламе. Зрители негативно воспринимали рекламируемые товары. В условиях перехода к рыночной экономике реклама и СМИ вступили в новый период существования. Первые рекламные ролики были безадресные. Первыми рекламодателями были коммерческие банки и фонды. По мере наполнения магазинов товарами, объем и качество рекламы стали расти. Этот подъем умело использовали политтехнологи для проведения выборов 96. Но постепенно развалы финансовых пирамид, кризис 1998 года, привели к падениям объема рекламы в СМИ.

PR

Российский PR зародился в недрах рекламного рынка. В начале 90-х PR существовал только как часть рекламной индустрии. В 1994-95 гг. политический консалтинг перед выборами президента начал институлизироваться в форме самостоятельных компаний. Именно рынок политического PR стал движущей силой развития связей с общественностью.

Российские исследователи сферы PR выделяют в ее развитии по крайней мере три этапа:

o                  Становление (1988-1991) осознание PR

o                  Первичная институлизация (1991-1994)

o                  Вторичная институлизация (1994- наши дни)

Векторы развития российских СМИ

Современные медиа Росси прошли интересный путь становления и самоопределения. С одной стороны это глобальный опыт, реализованный в кратчайшие сроки. С другой стороны это зеркало переходного периода, в котором видны удачи и поражения новейшей истории нашей страны. Определенный этап пройден. Но все не стоит на месте, а продолжает динамично развиваться. И этот правильно полученный импульс дает нашим СМИ большие перспективы.

Рассмотрим процессы и явления, которые сегодня определяют вектор развития российских СМИ.

Глобализация – российские СМИ входят в мировой контекст. И наши СМИ опирались на «западные модели СМИ», однако на практике эти идеалистические представления потерпели крах. Так же применяется мировой опыт в журналистике.

Национальные традиции – исторически тесные взаимоотношения власти и СМИ, которые невозможно разорвать до сих пор. Это особенность российских СМИ. Никто не говорит о прямой подчиненности, мы говорим о таком «строгом отце».

Прогресс ИТК – появление Интернета, спутниковой связи. Государство активно содействует внедрению информационных технологий в жизнь простых граждан.

Новая медиаэкономика – российские СМИ вынуждены действовать на рынке, где сильны позиции государственной собственности и государственной монополии на ретрансляцию и распространение.

Экономический парадокс российского медиарынка состоит в том, что конкуренция, неотъемлемая ценность «англосаксонкой» независимой журналистики, не гарантирует экономической свободы российским СМИ. Напротив, децентрализация экономических ресурсов на региональных рынках, жесткая конкурентная борьба между газетами и телекомпаниями оказываются выгодными власти и бизнесу, устанавливающим над ними более эффективный контроль, а не медиакомпаниям и аудитории. Поэтому жестокую конкуренцию на экономически слабых рынках, видимо, следует рассматривать как недостаток современной структуры российских СМИ.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена