База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Культурные стереотипы как фактор российских коммуникаций (по книге В.Р.Мединского «О русском пьянств...

Культурные стереотипы как фактор российских коммуникаций (по книге В.Р.Мединского «О русском пьянств...

§1. АВТОРСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИФА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Каково авторское понимание «мифа»

            «Долгий период в истории всего человечества миф был обычным способом познания мира. Ведь что такое миф? Это нечто, основанное на действительных событиях, но приукрашенное и изменённое. Приукрашенное – чтобы было интереснее». [1., с.50]

            В авторском понимании миф – это приукрашенная и измененная в свою пользу (пользу какого-либо народа) история. Он соединяет разумное практическое назидание, сведения о внешнем мире, историческую память т.д. «В мифах сконцентрирован и опыт поведения. Любой разумный человек может извлечь полезный для себя урок». [1., с.55]

            Мединский выделяет такие виды мифов: космогонические, мифы «происхождения», исторические, географические.

            Понятия автора о мифе слишком обобщенное, на бытовом уровне. Складывается такое представление, что он сам для себя не полностью уяснил термины «мифа» и «стереотипа» и повествование всей книги происходит в этом русле.


1.2. Насколько оно соответствует современным научным представлениям, в частности, о мифе и стереотипе

Согласно общепринятому определению, мифы (греч.«Mýtan» - предание, сказание, миф) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. [4]

Т. Мадржицкий описывает следующие черты стереотипа:

·                    Стереотипы являются неправильными обобщениями — слишком широкими, преувеличенными или упрощенными;

·                    Стереотипы являются убеждениями, общими для определенной группы людей в обществе, обычно связанными с представлениями о социально-психологических или антропологических характеристиках других общественных групп;

·                    Стереотипы, будучи системой убеждений и установок, принятых заранее, не формируются через социальный опыт;

·                    Стереотипы передаются с помощью языка;

·                    Стереотипы относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению.

На основании этих характеристик можно определить стереотип как распространенные с помощью языка или образа в определенных социальных группах устойчивые представления о фактах действительности, приводящие к весьма упрощённым преувеличенным оценкам и суждениям со стороны индивидов.[5]

Сопоставляя научные понятия о мифе и стереотипе с понятиями в книге, становится ясно, что они различаются. В частности, термин «миф» более относится к научному «стереотип».  В книге это представлено вперемешку.… То есть автор для себя и для читателя чётко не определяет дефиницию «мифа» и «стереотипа», всё размыто и в двух словах. Более того, эти 2 термина на протяжении всей книги представлены как единое целое. Я считаю, что Мединскому нужно было постараться чётко определить эти 2 категории и их составляющие, что конкретизировало бы многие моменты в его труде.


1.3. Как соотносит автор «историческую истину» и «миф»

В книге Мединского В.Р. «О русском пьянстве, лени и жестокости» написано: « В этой книге я не собираюсь полностью отрицать всё, что о нас думаю в мире и в самой Российской Федерации, и доказывать, что русские – это поголовные трезвенники, честнейшие люди на планете и политкорректнейшие демократы… Задача - обратиться к истории». [1., с.10]

Истоки мифа автор находит в истории, в тех событиях, которые происходили, и в тех отношениях с Западом, которые на тот момент складывались. Так как в основном иностранцы на основе нашей истории и единичных случаев построили мифы, в которых многое не совпадает с действительностью.

Позиция автора состоит в том, чтобы разъяснить читателю, что есть историческая истина, что есть миф. Чтобы разложить и проанализировать причины возникновения мифа.


1.4. Ваше отношение к этой проблеме

Я считаю, что автор очень грамотно построил повествование книги, разъясняя что от чего произошло. Но основная проблема в том, что у иностранцев есть о русских определённое сложившееся мнение, пусть даже не обоснованное. И попадая в Россию или знакомясь с русскими они начинают искать подтверждение своему стереотипу. И когда они у наших спрашивают, а вы действительно много пьёте? Или просто приглашают выпить, то они и показывают всю русскую сущность САМИ. Вот, чтобы все знали, что русских не перепьёшь.

То есть у нашего народа ещё не сформировалась национальная гордость. У нас отсутствует «жилка пиарщика» своей родины. Нам естественно  легче подтвердить миф, нежели его опровергнуть. Показать, что русские не такие. И поэтому у иностранцев наш миф превращается в историческую истину.

§2. ПОЗИЦИЯ КНИГИ И ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

2.1. С каких позиций представлена книга на официальном сайте В.Р.Мединского?

            Если перейти по ссылке официального сайта В.Р.Мединского: http://medinskiy.ru/content/view/1285/67/ или в раздел «О книге», то ничего интересно о книге не узнаешь. Она представлена как факт: «С 18 декабря на прилавках книжных магазинов страны появилась новая книга Владимира Мединского «О русском пьянстве, лени и жестокости» - первый том из серии «Мифы о России»...

Но есть интересный момент, сразу после раздела «О книге», идут: «СМИ о проекте «Мифы о России», «Отзывы и рецензии», в которых очень содержательно представлены интервью с автором, рецензии на книгу. То есть книга представляется не от автора, а якобы с чужих слов и мнений.

2.2. Как Вы думаете, почему?

            Я считаю, что «отстраненная» позиция Мединского на своём же официальном сайте очень выгодна ему. Он как бы занял позицию наблюдателя – я написал на ваш суд, а вы решайте. И тут же представлены основные интервью с ним о его же книге, рецензии… Лично мне это напоминает детский сад, где ребёнок что-то сделал хорошее, а его за это на табуреточку поставили перед всей группой и пед.коллективом и давай расхваливать.

             Возможно автор не хотел создавать диалог непосредственно между ним и читателем, так как этого предостаточно в книге. А просто показать мнения журналистов, таким образом «втянуть» читателя в интервью и соответственно заинтересовать умной и познавательной новинкой, что повысит продаваемость книги. Грамотно составленное интервью создаёт эффект присутствия и непосредственного участия  в этом разговоре => общее настроение, доводы и мнения легко доносятся до читателя. (из курса журналистики)

2.3. Какие целевые аудитории, по мнению автора, наиболее активно и позитивно восприняли его книгу?

…Вряд ли опровержение каких-то стереотипов будет читаться в первую очередь теми, кто в эти стереотипы верит. Мы не рассчитываем, что после нашей книги французы, американцы или шведы проникнуться к России большим уважением и симпатией

Эта книга написана в первую очередь для русских, или, вернее для россиян. Для нас самих. Ведь мы сами не всегда умеем отделить зерна от плевел в нашей истории. [1., с.9]

То есть книга для всех и каждого, кому интересна история России и стереотипов (начиная от дворника и заканчивая профессором)…

2.4. Вы согласны с такой версией?

Как заявляет автор, книга написана для русских! Ему не важно, какое образование у этого русского, насколько он подкован в истории, то есть для среднестатистического человека. Это становиться ясно с первых страниц книги, какой стиль использует автор. Я считаю, что этот стиль написания приемлем не для всех. Многих людей он оскорбляет и давит своей категоричностью и однозначностью. Поэтому не каждый её продолжит читать или останется хорошего мнения о ней.

Думаю, что автор обращался к широким массам. Именно к массам, потому что у них нет своего сформировавшегося мнения. Что им напишешь, тому они и поверят. Об этом свидетельствует напористость и однозначность текста. В книге идёт сплошной поток исторических фактов, зачастую ничем не обоснованных, образованного читателя это, по меньшей мере, удивит.

§3. НОСИТЕЛИ ЧЁРНЫХ МИФОВ И ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ

3.1. Кто, с точки зрения автора, является носителем «черных мифов» в современной России?

            ДО Петра Русь сама не заимствует идеологии Запада и не создаёт о самой себе чёрных мифов. ПОСЛЕ – официальная позиция правительства включает в себя чёрный миф о России как об отсталой и дикой стране, в которой не было и быть не могло решительно ничего хорошего. [1., с.181]

… А что хуже всего, после реформ Петра Первого в самой России появляется немало людей с психологией «исторических подкидышей». Они с восторгом воспринимают чёрные мифы о России, и сами создают новые. [1., с.528]

К сожалению, люди с психологией «исторических подкидышей» живут и сегодня. И никто их не ограничивает заниматься той или иной деятельностью, в частности журналистикой. Кто выпускает слово в массы, те и имеют большое влияние на них. Так мифы ещё более популяризируются и становятся простой истиной. И никому не приходит в голову задумываться над тем или иным мифом. Так проще объяснить многие явления в современной России. А что проще, то лучше, считают наши недалёкие журналисты.

Сами по себе, независимо от породившей их реальности, мифы – важный фактор международной политики.

Объяснить явление можно следующим: Россия уже 250 лет, с середины XVIII века, является главным конкурентом и геополитическим противником Запада. Как только стала «противником», так и возник комплекс чёрных политических мифов.

Уникально в истории и другое – нигде и никогда чёрные мифы о стране не имели внутри неё самой такой устойчивой поддержки. ... Какую бы глупостьне придумала пропагандистская машина Запада, в России обязательно находятся те, кто поддерживает этот миф. иногда так «поддерживает» и творчески развивает, что уже непонятно, где родился этот миф, по какую сторону границы. [1, с.28-29]

3.2. Какой видится автору оптимальная модель коммуникаций россиян «о России и ее месте в мировом сообществе»? 3.3. Каким образом он предлагает ее сформировать?

            Россия не сможет стать современным богатым государством, пока не отбросит мифы. Более того, и на уважение других народов мы можем рассчитывать только после того, как:

- перестанем рассказывать гадости о самих себе;

- научимся жестко реагировать на то, что рассказывают о нас.

            В наших силах сделать так, чтобы они поменьше мешали нам самим. Для этого нам нужно разобрать каждый из мифов, сравнить себя с другими и сделать выводы… выводы о том, как мы на самом деле выглядим среди других народов. И что можем ответить на обвинения в жестокости, пьянстве и прочих малосимпатичных качествах.

Мы должны начать о самих себе думать несколько в другом разрезе, по-другому себя оценивать, верить в то, что отсутствие демократии или воровство - это не плод тысячелетней истории России, а болезнь, от которой можно излечиться. Просто надо верить в собственные силы.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена