Лирика Сергея Есенина
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет…
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнце струганные дранки загораживают синь» и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметался пожар голубой» и т. п.).
Для того чтобы понять, каким образом эпитеты, метафоры и сравнения, выражают чувства поэта, обратимся к стихотворениям:
(“ Не бродить, не мять в кустах багряных… “
“Спит ковыль…”)
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.
В этом стихотворении Сергей Есенин показывает через любовь к женщине, любовь к природе. Любовь к женщине – это лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. Любимая представляется чаще всего в образе природы. Так через любовное стихотворение “Не бродить, не мять в кустах багряных…” С. Есенин выражает свою любовь к родине. Также стоит обратить внимание на то, что в этом стихотворении преобладает гамма нежных красок:
(“…в кустах багряных лебеды…”
“…со снопом волос твоих овсяных…”
“C алым соком ягоды…”)
Багряный, овсяный, алый – цвета нежности, чистоты, тепла. Даже “Cиний вечер” в стихотворении не что – то темное, а светлое, спокойное, тихое… Синий цвет, как и слово “милый”, имеет у поэта мистический оттенок. В “Исповеди хулигана” :
(“ cвет такой синий !
В эту синь даже умереть нежаль”)
Как будто синий цвет содержит нравственную категорию. Издалека, из космоса, наша планета сине – голубая – основное её цветовое содержание. Можно предположить, что “синий” у Есенина в соединении “несказанного” и “нежного” передает сакральный смысл. Страна, которую он любит, и есть для него земля обетованная, как бы глубоко ни погружалась она в небытие и какие бы чудища не разгуливали по её поверхности.
Особенно значимы в лирике Сергея Есенина эпитеты: лебеда становится багряной; волосы – овсяным снопом; закат – розовым… Эпитеты, придают необычайную свежесть и живость стихотворению.
Также в этом стихотворении можно услышать звуковые образы:
(“Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…”)
Хорошо слышится звук “C”. Этот звук нежности, спокойствия…
Стихотворение насыщено яркими сравнительными оборотами, которые ещё раз подчеркивают единение образов любимой природы, и придают этому образу нежность русской природы:
(“И как снег лучиста и светла …”
“Имя тонкое растаяло как звук…”
“…заря на крыше, как котенок…”)
Поэт увидел в котенке зарю, столь же красивую, нежную, сонную, “пушистую” и в тоже время бессмысленную.
Лексический повтор усиливает частоты, духовности мира:
(“…тонкое имя…” и ”…гибкий стан…”
“…лучиста…” и ”…светла…”)
Метафоры ещё больше помогают прочувствовать близость души Есенина и природы:
(“…зерна глаз…” , “…заря на крыше…”)
Кольцевая композиция роднит это стихотворение с народной песней. Как и песенный припев первая и последняя строфы акцентируют основную мысль:
(“Отоснилась ты мне навсегда”)
Это стихотворение относится к ранним стихам Сергея Есенина. Оно ассоциируется с осенью, причем теплой осенью. Поэт создавший его в 1917 году – романтик, у которого в данный период времени было много идей на будущее, жизнь только начиналась впереди виделось все главное и прекрасное.
Для сравнения обратимся к стихотворению Сергея Есенина, которое относится к его поздней лирике. Стихотворение «Спит ковыль» написано в 1925 году.
Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брезжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
В этом стихотворении выражены его сокровенные мысли. В строке: “Радуясь свирепствуя и мучась” – трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения.
Стихотворение «Спит ковыль» проникнуто любовью, нежностью к Родине. Причем эта любовь безгранична и бескорыстна. Она отчетливо звучит в строках:
(“ Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь”)
Это стихотворение можно считать результатом мучительных размышлений над тем, что происходит в России и об отношении поэта к новому. Поэт ощущает, что что – то новое теснит его:
(“ Чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга”)
Это чувство даёт понять поэту, что ему здесь нет места. Отсюда грусть и печаль, но не безысходная, а светлая. Его печаль светла, потому что полна Россией, любовью к ней, и строки звучат просветленно:
(“ Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.”)
Есенин так любит Родину, как поэты любить умеют. Стихотворение «Спит ковыль» можно считать признанием любви к Родине, к природе. Поэтому природа оживает, живет:
(“Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.”)
Есенин чувствует, что новое все сильнее врывается в тихую жизнь деревни, “Новым светом” коснулась судьба поэта. Она волнует Есенина, в его словах слышатся отчаяния, боль, и Есенин восклицает:
(“И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.”)
Поэт мучается, он видит, “Как чужая юность брызжет новью” на его “поляны и луга”. В этом заключается драматизм его произведения и трагедия самого поэта. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с её богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "Свет луны", противостоит "Новый свет". Скорее абстрактный не живой, лишенный поэзии . И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. В этом стихотворении поэт использует разнообразные художественные средства, помогающие глубже понять идею стихотворения : эпитеты " свинцовой свежести полынь "," золотой бревенчатой избы". Особо значим у поэта эпитет "золотой". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Сергея Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием : золотой - тоесть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотой лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.
Выражение передающее любовь поэта к Родине: " теплынь", "отчие поля","мои поляны и луга", "родине любимой". Также это стихотворение насыщено словами - антонимами ("Радуясь, свирепствуя и мучась") и метафорами ("Плачут вербы", "Шепчут тополя"), которые придают стихотворению живость и осязаемость...
Стихотворение подчинено главной цели: показать духовное возрождения, передать то ощущение радости бытия, которое поэт испытывает в эти годы.
Прошли годы, и поэзия от ярких и теплых оттенков перешла в серые тона. Жизнь подходила к завершению и ощущение смерти, видимо, не покидает поэта. Для поэта горько осознавать, что скоро его не будет, а в России ничего не меняется. Тяжесть на душе нарастает с каждым днем , душа измучена “но любовь к родине жива”.
Через метафоры, эпитеты, сравнения можно заметить, как изменяется внутренний мир поэта. В его ранних стихотворениях он (мир) был светлый, радужный (все происходящее было описано на заре). Если сопоставить ранние стихи Есенина с поздними, то можно заметить, что с каждым годом средства выразительности меняют свою окраску, от более светлых стихов во что – то темное, мрачное, обидное, таинственное. Поздние стихи – это неизвестность, страх того, что будет дальше. В этих стихотворениях преобладают тяжелые, серые краски. Можно сравнивать стихи Есенина с его жизнью: Поэт молод – в лирике свет, счастье, любовь, романтика… становится старше – в лирике заметны изменения , они становятся более насыщены какими – либо проблемами (“Анна Снегина”). А когда жизнь поэта близится к завершению, то и поэзия становится более осознанной.
Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа – один из важных моментов своеобразия его реалистического стиля. Вспомним , к примеру, есенинский месяц. Он резвится в поле – «ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы – «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке – «а месяц будет плыть, и плыть, роняя весла по озерам»; как птица, кружит в небе – «посмотри; во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется над землей».
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, не ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. «Искусство для меня, - отмечал Есенин в 1924 году, - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».
|