База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой

Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой

министерство  образования и науки российской федерации

федеральное агентство по образованию

Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова


Кафедра методики гуманитарного начального образования



Студентка IV курса

факультета начального образования

очного отделения

специальность «Педагогика и методика начального образования»

Ефимова Елена Александровна
КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности изучения темы «Текст»

по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры МГНО

Блохина Галина Викторовна

Псков

2006
Содержание.

Введение

3

Глава I. Общее понятие «Текст»

 

§1. Проблемы изучения лингвистики  текста.

5

§2. Информационно-структурные характеристики текста.

9

§3. Единицы текста. Макротекст. Микротекст.

14

§4. Типы текстов.

18

Выводы по I главе.

22

Глава II. Изучение темы «Текст» по учебникам Марины Сергеевны Соловейчик и Тамары Григорьевны Рамзаевой.

 

§1. Анализ содержания темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.

 

23

§2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.

 

27

§3. Из опыта работы с текстом.

31

Выводы по II главе.

35

Заключение.

37

Список литературы

39

Введение.

Тема нашего курсового исследования «Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой».

Работа по развитию связной речи школьников традиционно опиралась на взаимосвязь репродуктивной  и продуктивной деятельности – дети проходили путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственного, от изложения к сочинению. Долгое время тексту отводилась роль образца для подражания.

В настоящее же время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения родному языку – подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.

Основополагающими компонентами «готовности» к речевому общению младших школьников являются, во-первых, достаточные фактические знания об окружающей действительности, во-вторых, владение языковыми знаниями и умениями, в-третьих, владение речеведческими сведениями и речевыми умениями (способами деятельности), обеспечивающими адекватное восприятие речи, воспроизведение высказываний и создание собственных. Взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника выступает, таким образом, в качестве одного из важных методических условий реализации коммуникативно-речевой направленности обучения родному языку. Данный вопрос актуален для школы и в определённой степени решается с помощью учебников по русскому языку. Речевая направленность обучения языку находит отражение как в содержании учебников, так и в методическом аппарате.

В нашей курсовой работе мы рассмотрим такие понятия как текст, информационно-структурные характеристики текста (признаки текста), макротекст и микротекст, типы текстов.

Также попытаемся проанализировать содержание учебников по теме «Текст» и методику работы с текстом.

Цель нашего курсового исследования: проанализировать содержание темы «Текст» по учебникам Марины Сергеевны Соловейчик и Тамары Григорьевны Рамзаевой.

Объект – содержание темы «Текст».

Предмет – методика работы с текстом.

Задачи: 1. изучить теоретическую и методическую литературу;

              2. определить базовые понятия по теме исследования;

              3.проанализировать учебники по русскому языку по теме исследования.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

-          изучение учебно-методической литературы по теме;

-          изучение и обобщение передового опыта;

Структура работы: введение;

                                Две главы(7 параграфов);

                                Выводы по главам;

                                Заключение;

                                Список литературы.

Глава 1. Общее понятие «текст».

§1. Проблемы изучения лингвистики текста.

Изучение закономерностей, связанных с семантической и структурной организацией текстов выросло в последние десятилетия в отдельную отрасль лингвистики.

Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине CC века на пересечении ряда наук – информатики, психологии, лингвистики, риторики и др. несмотря на общие междисциплинарные пересечения, в настоящее время теория текста обладает собственным онтологическим статусом.

Текст изучается такой языковедческой наукой, как лингвистика текста- дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При этом текст понимается как языковая дисциплина.

О.И. Москальская пишет: « За три десятилетия современная лингвистика текста прошла несколько этапов развития, и в ней произошла значительная эволюция как самого понятия «текст», так и подхода к тексту». [ 10,С. 7]

I этап развития современной лингвистики текста- 40-50- е годы. Понятие «текст» в это время развивается в рамках теории синтаксиса как учение о сложных синтаксических целых, то есть с позиций собственно лингвистического подхода. Исследования эти чаще всего ведутся на материале художественной речи с учётом индивидуального стиля писателя и нередко связываются с задачами развития культуры речи, а также с традиционными чисто практическими нуждами, разрешение которых было просто невозможно без выхода за пределы предложения, в частности, с практическим изучением пунктуации целого текста, с обучением младших школьников связной речи посредством сочинений, изложений.

Одновременно идея выхода «за пределы предложения», однако  без последовательной ориентации на членение текста, разрабатывается и за рубежом, в исследованиях немецких, американских и других лингвистов.

II этап- 60-70- е годы. Лингвистика текста выделяется в самостоятельную лингвистическую дисциплину. Стремительное её развитие, характерное для второй половины 60-70-х годов, связано уже с целым комплексом изменений в лингвистических ценностях, задачах и позитивных программных установках, а также с возникновением ряда новых теоретических идей и проблем и с необходимостью их разрешения. Текст уже рассматривается как единица знаковой системы языка.

III этап- конец 70–80-ых годов. Внимание исследователей переключается на целый текст, который превращается в интродисциплинарный  объект изучения. Это определяет новое понимание текста и новый подход к нему.

Особенностью III-его этапа развития лингвистики текста является то, что в её составе чётко выделились две единицы, два объекта исследования: 1) микротекст (например, сложное синтаксическое целое) и 2) макротекст (законченное речевое произведение). С каждой из названных единиц связан соответствующий круг проблем и соответствующий понятийный аппарат.

Трудности изучения текста связаны, с одной стороны, с многообразием типов текстов, с другой стороны, с тем что очевидные элементы грамматической и даже лексико-грамматической организации могут отсутствовать и связь между предложениями- компонентами текста нередко осуществляется только на смысловой основе.

Наиболее актуальными проблемами современной лингвистики текста являются следующие: проблема изучения структурно-семантической и коммуникативно-смысловой организации целого текста, проблема установления его формальных и содержательных грамматических категорий, проблема определения статуса текста в дихотомии языка.

Если на первом этапе своего развития лингвистика текста не выходила за пределы «связного текста», то есть синтаксической единицы, состоящей из ряда структурно и семантически объединённых предложений, то в последнее двадцатилетие её внимание привлечено к тексту в широком смысле- к целому произведению определённого жанра и определённого функционального стиля. Иначе говоря, объект лингвистики текста значительно расширился в результате того общего изменения ориентации языкознания, которое связано с возрастающим интересом к проблемам функциональной лингвистики.

Отсутствие общего и однозначного подхода к понятию «текст» в настоящее время приводит к тому, что под текстом понимается как одно предложение, так и некоторая их совокупность, образующая целостные единства внутри более сложного целого, а также само это целое. Текстом может быть также вся совокупность высказываний, представляющая собой открытую систему, не имеющую границ.

В лингвистическом словаре даётся следующее определение понятия «текст»: «Текст (от лат. textus- ткань, сплетение, соединение)- объединённая смысловой последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность».

Л.Д. Санина в своей статье «Работа над связностью текста» даёт такое определение понятия «текст»: «С точки зрения связи языка и мышления текст- это группа предложений, которые с помощью языковых средств связаны единой мыслью, переходящей из предложения в предложение» [18,С.47]

Наиболее полным можно считать определение И. Р. Гальперина: «Текст- это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку. Текст- это некий снятый момент процесса, в котором все динстиктивные признаки объекта обозначаются с большей или меньшей степенью отчётливости».[4, С.9]

У каждого учёного, занимающегося исследованием текста, своё представление о данном понятии, и каждый даёт своё определение, в котором стремится найти место текста  в  системе языка и речи и вычленить собственные текстовые категории, присущие только этой единице.

Различие в определениях исходит из понимания исследователями места текста в системе языка и речи. Но в определениях есть и сходства:

·        текст рассматривается как речетворческое произведение;

·        как продукт речи;

·        продуцирование и осмысление теста происходит в процессе коммуникации;

·        cлужит для достижения целей сообщения;

·        текст реализуется в письменной форме;

·        это законченное, завершённое произведение;

·        имеет собственную внутреннюю структуру, определённое строение;

·        обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему распадаться на отдельные предложения.

Современное толкование понятия «текст» даёт возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех типов текстов и вести обучение связной речи на основе обобщённого понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путём.

§2.Информационно- структурные характеристики текста.

Каждый текст как целое речевое произведение оценивается по целому комплексу критериев. Основными составляющими этих критериев являются:1) информационно-структурные качества текста и 2)тональные (стилистические) качества текста.

    В разряд информационных и структурных качеств текста включаются: 1) логичность; 2) связность и цельность; 3) точность;4) ясность, понятность, доступность. К тональным (стилистическим) или литературным качествам относятся: 1) правильность речи; 2) чистота речи; 3) культура речи.

Идеальный текст обнаруживает соответствие его структуры и тональности выражаемой информации, теме, задачам и условиям общения, избранному стилю изложения, если это текст художественный, или стилю, заданному жанром и назначением текста, если это текст не художественный.

Характеристики складываются из соблюдения ряда принципов текстового построения. Эти принципы лежат в основе критериев оценки качеств текста.

При использовании критерия логичности учитывается взаимодействие «трёх логик»: логики действительности, логики мысли и логики речевого выражения.

Логичность текста предполагает такие его качества, как последовательность в изложении материала, непротиворечивость мысли, чёткость и достаточность аргументации, соотношение общего и частного. Логичность мысли обнаруживается и в верности отражения фактов (объектов) действительности и их связей и отношений (общее и единичное, причина и следствие, сходство и различие).

С точки зрения логичности построения тексты делятся на две группы (как, впрочем, и в других случаях): тексты с предметно- логической структурой (логика факта) и тексты с образно- ассоциативной структурой (субъективная логика).

Важными признаками текста признаются цельность (целостность) и связность.

Целостность и связность – эти, по существу основные, конструктивные признаки текста – отражают содержательную и структурную сущность текста. Связность и цельность – непременные качества текста, которые проявляются в целесообразно построенном тексте.

Работа над связностью текста- это умение «составлять текст», то есть постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связь их между собой. Связность текста  обнаруживается на уровне тема-рематических последовательностей в рамках межфразовых единств. Тема – это предмет высказывания или то, о чём говорится в тексте. В лингвистике текста тема – это смысловое ядро текста [10, C.14] Основная (главная) мысль текста – это то, что говорится о предмете высказывания. Исследователи различают  локальную связность и глобальную связность. Локальная связность- это связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств). Глобальная связность-это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность.

Локальная связность определяется межфразовыми синтаксическими связями.

Глобальная связность (она приводит к содержательной целостности текста) проявляется через ключевые слова, тематически и концептуально объединяющие текст в целом или его фрагменты.

Связность текста проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.

Целостность как фундаментальное свойство текста рассматривает А.А. Леонтьев. Он считает, что в отличие от связности, которая реализуется на отдельных участках текста, цельность- это свойство текста в целом.

Целостность текста определяется как глобальная связь компонентов текста на содержательном уровне. Она поддерживается ключевыми словами и их заместителями. Целостность текста – это прежде всего единство тематическое, концептуальное, модальное. Целостность текста – качество, вскрываемое через понятийную последовательность в изложении. Ключевые слова- это понятийные узлы текста, они вместе со словами повторной номинации образуют систему, определяющую всё содержание и понятийное восприятие текста.

Смысловая цельность заключается в единстве темы- микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения.

Мельчайшая частная тема- тема, заключённая в межфразовом единстве. Межфразовое единство монотематично.

Таким образом, текст состоится, если он обладает двумя признаками- структурной связностью и содержательной цельностью. Причём  оба признака неразрывны и накладываются друг на друга. Присутствие только одного из признаков ещё не свидетельствуют о целесообразно построенном тексте.

К информационным качествам текста относится и точность, которая может быть в самом отражении мысли в слове. Элементарно это совпадение называния автором и восприятия читателем понятий и представлений. Однако, как логичность, точность точности рознь. И снова различия в понимании связаны с характером самого текста.

Бесспорно, что точность употребления слова (в полном соответствии с его значением)- достоинство текста и необходимое условие для адекватности его восприятия. Неточность в употреблении слова, как правило, сводится к неправильному (ненормативному) словоупотреблению.

Критерий понятности и доступности (доходчивости) целиком ориентированы на адресата.

Понятность текста- это возможность определить смысл, доходчивость- возможность преодолеть «препятствия», возникающие при передаче информации.

Оба критерия непосредственно связаны с эффективностью восприятия текста. Воспринимающий чужую речь (в данном случае текст) в какой-то степени опережает её движение.

Это объясняется тем, что адресат владеет «логикой вещей» и «логикой речевого построения», ему известны законы сцепления речевых единиц. Поэтому если этот процесс опережения нарушается, то затрудняется и последующее восприятие.

Восприятие может быть затруднено по ряду причин, например, из-за сложности самой мысли для данного адресата; из-за неожиданности этой мысли, её необычности; из-за запутанности её изложения, выражения мысли.

Научный текст, деловой и учебный должен быть предельно ясен по содержанию и выражению мысли. Неясности, снижающие доходчивость и понятность текста, могут возникнуть при перенасыщении, например, научно-популярного текста узкоспециальной терминологией и при усложнении синтаксиса.

У текста художественного свои законы, своё отношение к ясности- неясности. Неясность может быть преднамеренной, особенно это касается речи персонажей, когда неясность изложения мыслей служит характерологическим средством. Недоговорённости, неопределённости содержания могут быть запланированы автором, отвечать его текстовой идее.

Итак, как и  в других случаях критерий ясности, понятности и доступности резко размежёвывает тексты художественные и нехудожественные. Характер и назначение текста предъявляют свои требования к этим качествам.

Все эти качества- доступности, ясности, понятности- связанные с содержательной стороной текста, прямо направлены на восприятие, то есть определяются читателем.[3, С.251]

При характеристике тональных или стилистических качеств текста действует прежде всего критерий эстетический. Этот критерий складывается из оценки чистоты и благозвучия речи, её выразительности в тексте.

Чистой признаётся речь, в которой нет нелитературных элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

К категории нелитературных элементов относятся диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы. Засоряют речь вульгаризмы, бранные слова, слова нецензурные, слова-паразиты.

Чистота речи, таким образом, истолковывается не только как соответствие литературному эталону (норме), но и как соответствие нравственной стороне нашего сознания. В принципиальном смысле критерий чистоты речи не выдерживается и при злоупотреблении иноязычной лексикой.

Чистота речи- требование непременное для таких видов текста, как официальный, специальный, учебный. Однако в других случаях строго нормированная речь производит впечатление речи в высшей степени обесцвеченной, даже в каком-то смысле искусственной. Поэтому художественный текст не может всецело подчиниться такому пониманию критерия чистоты речи.

Правильность речи (т.е. языковая правильность)- это соответствие языковой норме. Это непременное, элементарное качество любого текста (или лучше сказать- требование к любому тексту). Культура речи- это более  высокий уровень освоения литературного языка и способ овладения им.

Понятие выразительности речи в тексте имеет разное содержание: выразительность бывает информационная (понятийная), которая достигается  логичностью и фактологичностью. Выразительность делового текста заключается  в акцентрировании императивности, волевых моментов.

§3. Единицы текста. Макротекст. Микротекст.

Единицами текста на семантико- структурном уровне является высказывание (реализованное предложение), межфразовое единство (ряд высказываний, объединённых семантически и синтаксически в единый фрагмент).[3, С.23]

В системе категорий лингвистических текст есть функционально, содержательно и структурно завершённое речевое единство, скреплённое авторской модальностью. Любой текст- это прежде всего совокупность предложений-высказываний, которые, группируясь на основе смысловых и структурных связей, объединяются в единицы текста- межфразовые единства, компоненты или фрагменты текста, наконец, целое речевое произведение. Механизмы образования текста обычно избирательны. И действуют они в направлении создания разных видов текста, имеющих свои формы построения, организации.

При конструировании текста используются максимальные единицы языка (предложения), которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями), последние, объединяясь в семантико-структурные блоки, образуют разные типы и виды речевой организации.

В основе этих блоков лежат разные виды высказываний, которые, сочетаясь друг с другом, и образуют эти разные виды текста.

Высказывание- это реализованное предложение (не схема, а лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку единица речи). Любое высказывание- это предложение, но не любое предложение есть высказывание. Или: одно предложение может заключать в себе несколько высказываний-сообщений. В тексте мы имеем дело не с предложением (в терминологическом смысле), а с высказываниями, то есть не с языковыми единицами, а с единицами речевыми, которые конкретизируют свой смысл в тексте.

Высказывания бывают однообъектные и разнообъектные (в зависимости от того, сколько событий отражено в его содержании) Например; Поезд идёт (сообщение о движении поезда) и Поезд идёт с большой скоростью (сообщение о движении поезда и о скорости его движения).

Высказывание всегда имеет два компонента, в отличие от предложения, где может быть один компонент, два или несколько (главные члены и второстепенные). Компоненты высказывания – тема и рема (тема- данное, исходное; рема- новое, искомое). Члены предложения необязательно совпадают с компонентами высказывания. Например; Мы услыхали звук. Поскрипывала дверь. Во втором высказывании « поскрипывала»- тема (известное из первого предложения-высказывания) и «дверь»- рема (то новое, что сообщается о данной теме).

Высказывания бывают двух типов, в зависимости от их коммуникативных качеств.

Информативные высказывания, в которых разворачивается содержательная информация (это сообщения описательного, повествовательного типа), и высказывания  верификативные, которые служат целям утверждения или опровержения. Функцией информативных высказываний является сообщения- они несут новую информацию. Функция верификативных высказываний- оформить реакцию на мнение собеседника.

На базе высказывания строятся межфразовые единства (или сложные синтаксические целые). Это вторая семантико-синтаксическая единица текста, представляющая собой объединённость двух или более высказываний. Межфразовое единство организуется через тема-рематическую последовательность. В тема-рематической последовательности осуществляется пошаговая тематизация ремы.

Единство темы можно рассматривать в  объёме микротемы и темы всего речевого произведения. Мельчайшая частная тема- это тема, заключённая в межфразовом единстве. Переход от одной темы (микротемы) к другой есть граница межфразовых единств. Межфразовое единство всегда монотематично, при объединении их друг с другом наблюдается переход от выражения микротем к макротеме.

Грамматическое «несовершенство» сложных синтаксических целых, приводящее к трудностям установления его границ, сделало в определённой мере более объективизированным  способом членение текста- его абзацирование.

Отсюда особое исследовательское внимание к абзацу.

Теория абзаца в отечественной лингвистике в настоящее время разработана достаточно глубоко.

Трактовка абзаца в трудах отечественных исследователей отнюдь не была однозначной. Абзац последовательно понимался как единица смысловая (А.М. Пешковский, Л.В. Щерба), логико-синтаксическая (И.А. Фигуровский), композиционно-синтаксическая (Т.И. Сильман) и т.д.[17, С.250] Термин абзац употребляется в двух значениях:

1.     отступ вправо  начале строки(красная строка);

2.     отрезок письменного или печатного текста от одной красной

строки до другой, обычно заключающий в себе сверх фразовое единство(его часть, реже- одно простое или сложное предложение).

Абзац- это не какая-то особая единица письменной речи, а отрезок текста, выраженный различными синтаксическими единицами (сложным синтаксическим целым, предложением или сочетанием сложных синтаксических целых). [3, С. 72]

С одной стороны, абзац -это относительно законченное смысловое единство, в котором выражается движение сюжета, развитие авторского замысла. С другой стороны, абзац имеет определённую синтаксическую организацию, которая грамматически оформляется как предложение, сложное синтаксическое целое, ряд сложных синтаксических целых или как более сложное объединение этих структур.

Различаются три основных типа соотношений между абзацем сложными синтаксическими целыми.

1.     Абзац совпадает со сложными синтаксическими целыми. Это явление распространено в научном и официально-деловом стилях и служит  своеобразной повествовательной нормой в художественной прозе.

2.     Границы абзаца не совпадают  с границами сложных синтаксических целых- один абзац включает несколько сложных синтаксических целых.

3.     Одно сложное синтаксическое целое разбито на два и более абзаца, в этом случае «абзац, разрывающий единое целое, выполняет акцентную роль, когда важным считается выделение отдельных звеньев общей структуры, частных деталей в описании, в раскрытии той или иной темы».

Поскольку момент предсказуемости в тематических абзацах (абзацы, совпадающие со сложными синтаксическими целыми) вполне очевиден, возможной оказывается и примерная классификация их с точки зрения построения.

Аналитико-синтетический абзац содержит аналитическую часть (пояснительную, разъясняющую) в первой позиции, а обобщающую, итоговую- во второй.

Синтетико-аналитический абзац начинается с обобщающей, стержневой фразы, смысл которой раскрывается в последующих сообщениях.

Рамочный абзац имеет совмещённую структуру: зачин намечает тему, далее- поясняющая часть, и завершается абзац обобщающей фразой. Первое и последнее высказывание лексически перекликаются, и, таким образом, происходит «замыкание» темы. [3, С.62]

Итак, композиционное членение текста, абзацное, качественное отлично от членения семантико-синтаксического, хотя они имеют много общего. Главное различие­­­­­­­­­­­­­‑ доля субъективности и объективности в членении текста: абзацы более связаны с авторской волей, поэтому один и тот же текст может быть по-разному разбит на абзацы.

Однако эта субъективность не мешает проявлению общих закономерностей построения текста, нарушение которых воспринимается как следствие недостаточной продуманности при его оформлении.

§4. Типы текстов.

Типология текста, несмотря на своё центральное положение в общей теории текста, до сих пор ещё разработана недостаточно. Не определены ещё общие критерии, которые должны быть положены в основу типологизации. Объективно это объясняется многоаспектностью и потому сложностью самого феномена текста, субъективно- сравнительно небольшим периодом разработки проблем текста, когда  они стали слагаться в общую теорию. Главная трудность заключается в том, что при текстовой дифференциации неправомерно исходить из какого-либо одного критерия, слишком зыбко такое основание для строгой классификации.

Понятие «тип текста» в настоящее время принято как рабочий термин в современных исследованиях по теории текста, в частности в лингвистике текста. Обозначает он эмпирически существующие формы манифестации текстов. Расхождения в толковании понятия «тип текст» ещё достаточно велики.

Не вдаваясь во все сложности дискуссий по этому поводу и противоречивость мнений, можно всё-таки на основании накопленных наукой данных постараться наметить основные критерии для разграничения различных манифестаций текстов.

Каждый из этих подходов способен стать основанием для соответствующей классификации. Объединённые же вместе, они создают известные трудности: каждый реальный текст должен теоретически выявить свой собственный, отличный от других признак по каждому из этих оснований. Такая «идеальная» и непротиворечивая классификация затруднительна, поскольку сходства и различия признаков могут комбинироваться по-разному.

При ориентации на разные критерии можно в первичной дифференциации остановиться на делении «научные и ненаучные тексты»; « художественные и нехудожественные тексты»; « монологический и диалогический тексты»; «моноадресатный и полиадресатный тексты» и др. Каждое из этих делений реально существует, но с точки зрения общей и единой типологии они некорректны: например, художественный текст, с одной стороны, попадёт в группу ненаучных, а с другой – одновременно в группы монологических и диалогических.

Во избежание подобных скрещиваний следует ориентироваться на наиболее устоявшиеся классификации.

Так, Валгина классифицирует тексты так: по форме представления тексты могут быть устными и письменными, по характеру отражения действительности делят все тексты на художественные( характеризуются установкой на неоднозначность восприятия) и нехудожественные( характеризуются установкой на однозначность восприятия).[3, С.112]

Баранов М.Т. выделяет три смысловых типа текста: повествование, описание, рассуждение.[2, С.278]

Анализ научно-методической и лингвистической литературы по проблеме функционально-смысловых типов речи позволяет сделать вывод, что  в понимании сущности и определении понятий “описание”, “повествование” и “рассуждение” сложились следующие основные направления:

1)                    повествование, описание, рассуждение – “роды разговоров” (М.В.Ломоносов);

2)                    повествование, описание, рассуждение – виды ученических сочинений ( Ф.И. Буслаев, Е.В. Белявский и др.);

3)                    повествование, описание, рассуждение- жанры школьных сочинений (Т.А. Ладыженская);

4)                    повествование, описание, рассуждение –функционально-смысловые типы речи (О.А.Нечаева,  О.М. Казарцева).

Мы будем пользоваться термином “функционально-смысловые типы речи”, поскольку в нём отражён полный подход к речи.

Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определённым обобщённым значением, которое выражается определёнными языковыми средствами [6, С.268]. В любом тексте, наряду с конкретным содержанием, можно определить его типовое содержание, свойственное многим текстам: о действиях предмета, о предмете и его признаках, о причинно-следственных связях чего-то с чем- то, об оценке чего-либо. От типового содержания текста зависят некоторые особенности его построения и использования языковых средств. Вот почему при обучении созданию текстов имеет смысл разграничивать их по типовому содержанию, или по типам речи.[21, С.97]

Повествование – смысловой тип речи, в котором описываются события в определённой последовательности, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Объектом повествования является лицо, совершающее действия, сменяющие друг друга о времени. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Главный признак повествования – динамичность, активность, подвижность.

Обычно для повествования характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.

Основная функция повествования –информативная (целая установка –сообщить, рассказать).

Описание – тип речи, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных. Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут быть характеристики явлений  природы, предметов, лиц, окружающей обстановки. Объект описания носит однопредметный характер: это картина природы, какая-либо обстановка. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется его форма, состав, структура, свойства.

Рассуждение – тип речи, в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры.

Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. Композиция рассуждения обычно имеет следующие части: тезис, то есть та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство, аргументы; вывод, то есть подтверждение тезиса.

Смысловые разновидности рассуждения: 1) обоснование признака; 2) действия; 3) обусловленного действия; 4)оценочного состояния; 5) возможности, необходимости.

Рассуждения используются преимущественно в научной и публицистической речи.

Наблюдая окружающую нас действительность, мы нередко даём оценку действиям предметов, состоянию среды или человека.[9, С.362]

Оценка – передача субъективного плана речи. Субъективный план повествования, описания, рассуждения является неотъемлемым качеством всякой внутренней свободной речи. Он создаётся с помощью эмоционально-выразительных средств. Экспрессия выражается не только лексическими и фонетическими средствами, но и чисто грамматическими.[6,С.312]

Поскольку чистые типы повествования, описания, рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».

Выводы по I главе.

Анализ психолого-педагогической и теоретической  литературы позволил нам сделать следующие выводы:

1.     Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно  обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку.

2.     В разряд информационных и структурных качеств (признаков) текста включаются:  1) логичность; 2) связность и цельность; 3) точность;4) ясность, понятность, доступность. Целостность и связность – это основные конструктивные признаки текста. К тональным (стилистическим) или литературным качествам относятся: 1) правильность речи; 2) чистота речи; 3) культура речи.

3.     Тема – это предмет высказывания или то, о чём говорится в тексте. В лингвистике текста тема – это смысловое ядро текста.Основная (главная) мысль текста – это то, что говорится о предмете высказывания.

4.     Единицами текста является высказывание, межфразовое единство (ряд высказываний, объединённых семантически и синтаксически в единый фрагмент).

5.     Абзац- это не какая-то особая единица письменной речи, а отрезок текста, выраженный различными синтаксическими единицами (сложным синтаксическим целым, предложением или сочетанием сложных синтаксических целых).

6.     К функционально-смысловым типам речи (типам текста) относятся: описание, повествование, рассуждение и оценка действительности.

Глава 2. Изучение темы «Текст» по учебникам Марины Сергеевны Соловейчик и Тамары Григорьевны Рамзаевой.

§1. Анализ содержания темы «Текст» по учебникам  М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.

Содержание темы «Текст» по учебникам «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик для 1 класса сводится к следующему. Традиционно одним из направлений работы в период обучения грамоте, как и на всех уроках русского языка, является развитие у детей умений, необходимых для понимания и создания текстов, текстовых умений, или, как их всегда принято называть, умений связной речи. Определения на этом этапе не даются. Все виды работы с предложением, текстом преследуют одну цель: пробудить присущее человеку от природы чувство языка, помочь маленькому школьнику «заметить» язык, которым он в определённой степени уже владеет.

В учебнике же «Русский язык» для 1 класса Т.Г. Рамзаева выделяет тему «Слово. Предложение. Текст», где она предлагает пропедевтическую работу. Учащиеся на эмпирическом уровне усваивают, что такое текст (то есть рассказ). Им даются определённые пропедевтические знания, чтобы дети могли отличить текст от двух предложений, не связанных между собой по смыслу. Хотя текст- это понятие, а у понятия есть признаки, но признаки текста не рассматриваются. После нескольких выполненных заданий учащимся сначала даётся такое понимание текста: текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов. И только в самом конце темы приходят к выводу, что такое текст: текст- два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. Таким образом, учащиеся на эмпирическом уровне работают с текстом.

Во 2-ом классе по учебникам Соловейчик сначала происходит знакомство с предложением как коммуникативной единицей, с построением и использованием предложений разных видов органично переходит в обучение созданию текста. Учащиеся выводят определение понятия текст. Это определение существенно отличается от определения понятия текст по учебникам Рамзаевой. Сравним эти два понятия. По учебнику Соловейчик: несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом. По учебнику Рамзаевой: текст- это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу ( по какому смыслу совершенно не понятно, определения этому Рамзаева не даёт).

 Уже на первых уроках во втором классе по учебникам Соловейчик  должны сложиться представления детей об отличиях текста от предложения (есть развитие мысли, а потому несколько предложений) и от набора предложений( в тексте говорится об одном и том же, раскрывается общая мысль).

Также во втором классе предлагается познакомить учащихся с главными признаками текста: темой и главной мыслью( вводятся понятия и сообщается или выводятся термины), научить школьников пользоваться ими, когда они обдумывают содержание текста и его озаглавливают. Задачи урока «Как сделать текст хорошим?»: 1) помочь понять взаимосвязь заголовка текста и его темы и (или) главной мысли, а также заглавия и каждого из предложений текста; 2) выявить требования к хорошему тексту и начать обучение редактированию содержания связных высказываний. Уточняется содержание и порядок процесса обдумывания текста при его создании, привлекается внимание к строению текста, к роли первого и последнего предложений. На уроках вводятся две новые памятки: "«Как обдумывать свой текст?», « Как сделать текст лучше?».

Т.Г. Рамзаева использует другой подход к изучению темы « Текст» во втором классе. Учащиеся во 2 классе практически в процессе составления текста на определённую тему знакомятся с его особенностями. Объём знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, для осознанного структурирования текста в зависимости от его вида.

 Определение понятия текст не расширяется и не уточняется. Признаки текста также не вводятся. Зато вводятся типы текста (типы речи). Определения этих типов речи не вводятся, учащиеся должны их определять по вопросам: текст-сообщение – что произошло?; текст-описание – какой? какая?; текст-рассуждение – почему? После изучения темы «Предложение и текст», учащиеся должны уметь:1) отличить текст от набора отдельных предложений; 2) разделить чёткий по структуре текст-повествование в 30-40 слов на части; 3) озаглавить текст, опираясь на то, о чём в нём говорится.

 В отличие от Рамзаевой Марина Сергеевна Соловейчик предлагает вводить типы текста (типы речи) в третьем классе.  В течение года при изучении частей речи учащиеся сначала практически осваивают особенности построения текстов разных типовых значений. Уроки «Оцениваем, описываем, повествуем» посвящены знакомству с актуальными для школьников типами  речи, а именно: когда мы хотим сказать о действиях предмета, которые выполняются один за другим, мы создаём повествование; когда говорим о признаках предмета, то создаём описание предмета; когда хотим коротко высказать своё мнение о предмете, то обычно строим предложение со значением оценки. Чтобы у учащихся не возникло путаницы в определении текста-повествования и текста-описания, в учебнике авторами представлены важные сведения, советы, такие как: чтобы снять на плёнку текст-повествование, оператору нужно сделать несколько кадров – столько, сколько действий совершается одно за другим. Текст-описание можно передать в одном кадре, сняв все признаки предмета одновременно. Мнение о предмете, его оценку на плёнку снять нельзя.

Как было сказано ранее, Соловейчик вводит тип речи – оценку действительности, который в обычно принятый школьный набор не входит. Она объясняет это так: « Эти высказывания чаще всего составляют 1-2 предложения, имеют особую лексику и специфическую структуру. Учащимся нередко приходится, в том числе и при написании сочинений, выражать своё отношение к чему-либо, но языковых средств у них недостаточно. Кроме того, очень часто именно предложения со значением оценки заключают в себе главную мысль текста. В ходе специальной работы возможно обогащение детского речевого опыта».[21, С.107]

Все названные типы речи предлагается вводить одновременно, считая, что в сопоставлении детям легче понять специфику каждого. Информация не подлежит заучиванию – она будет осваиваться постепенно в ходе последующей работы.

У Рамзаевой же в третьем классе учащиеся специально изучая тему «Текст», сориентированную на выяснение (на начальном уровне) существенных признаков текста как единицы речи, узнают (и это только в третьем классе!), что такое тема текста. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Также повторяют типы речи. Но непонятно, почему учащиеся повторяют их после разных тем. Так, например, текст-повествование после темы « Разделительный твёрдый знак»; текст-описание после темы «Имена прилагательные»; текст-рассуждение после темы «Глагол». В сравнении во вторым классом, в третьем классе даются определения типов текста.

В 4-ом классе Соловейчик выделяет раздел «Размышляем, рассказываем, сочиняем», цель которого – потренировать школьников в применении приобретённых речевых умений, помочь накопить опыт создания письменных высказываний разных жанров. В центре находится весь комплекс текстовых умений.

Уроки в теме «Предложение и текст» посвящены предложению, но здесь обобщаются многочисленные наблюдения за тем, как следует строить предложение при включении его в текст.

Учащиеся знакомятся с типом речи рассуждением, так как это понятие достаточно сложное как по структуре предложений, так и по характеру используемых языковых средств.

По учебнику Рамзаевой «Русский язык» для 4-ого класса учащиеся повторяют, что такое тема; узнают, что такое основная мысль, что значит озаглавить текст, как составить план текста. Закрепления полученных знаний о типах речи, о теме, о главной мысли в конце года не происходит.

§2. Методика работы с текстом

по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.

Для работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой предложены задания разной степени сложности, которые направлены на формирование разных речевых умений. Отличием этих заданий в учебниках разных авторов является степень сложности и количество творческих упражнений для учащихся.

У Т.Г. Рамзаевой методическая работа с текстом заключается в разнообразных упражнениях для учащихся.

Выполнение любого задания, предусмотренного упражнением, начинается с чтения текста и его краткого  анализа как единицы речи. Основу репродуктивных речевых упражнений составляют действия, связанные с восприятием и воспроизведением готового текста или предложения без каких-либо существенных изменений. Важно, чтобы воспроизведение было адекватно авторскому. К репродуктивным относится  письмо по памяти, диктант, письмо близко к тексту, изложение, списывание текстов. Речевыми эти упражнения являются при условии, если записи текста предшествует лексико-стилистический анализ. Конструктивные упражнения (точнее репродуктивно-конструктивные) включают в себя такие виды работ, как письменные ответы на вопросы на основе выборочного использования текста из учебника, восстановление деформированных текстов, выборочное списывание с определённым заданием по анализу содержания текста и его изобразительных средств.

 В 1-ом классе учащимся предлагается составить по картинкам рассказ; предлагаются упражнения на восстановление в тексте слов одной и той же части речи с использованием справочного материала. Например, школьникам предлагается текст с пропущенными словами. Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу слова из справки.

Во 2-ом классе у Рамзаевой в небольшом количестве представлены задания, требующие ответа на вопрос. С помощью ответов на вопросы учащиеся должны научиться понимать главные особенности текстов-повествований, текстов-описаний, текстов-рассуждений. Например, детям предложен текст, который они должны прочитать. К тексту есть вопросы: о чём сообщается в тексте; это текст повествование или описание? Докажи.

В 3-ем классе к заданиям, требующим ответа на вопрос, добавляются задания творческого характера. Например, учащимся предлагается составить текст по заголовку, на определённую тему, составить рассказ по плану.

В 4-ом классе учащимся предложены задания, в которые входят анализ текста, ответы на вопросы к предложенному тексту, изложения по прочитанному тексту, не осложнённые творческими заданиями.

 М. С. Соловейчик же предлагает детально разбирать задания. Заставлять детей вдумываться в выполняемые ими задания.

В 1-ом классе одним из распространённых приёмов является озаглавливание картинок или текстов. Это упражнение направлено на формирование умения понимать тему или основную мысль. Прежде всего заранее необходимо решить, на осмысление чего, темы или основной мысли, в данном случае учитель планирует направить обучение.( термины в общении с детьми пока не используются). От этого будет зависеть содержание последующих вопросов. Работу проводят в два этапа.

1.     Сначала с помощью вопросов: «О чём рассказывает картинка?» или «Что хотел показать художник?»- учитель выявляет тему или основную мысль текста, рисунка.

2.     Только после полученного от учеников ответа на поставленный вопрос (пусть даже несколько пространного: о том, как…) можно предлагать озаглавливание, но задание должно обязательно содержать установку: придумайте такой заголовок, который бы точно передавал, о чём рассказывает картинка или текст. Такая установка, во-первых, направляет деятельность учащихся, а во-вторых, позволяет иметь критерий для выбора заголовка из нескольких предложенных.

Предлагаются задания и на «испорченных» текстах. В текст привносится предложение, явно выходящее за пределы темы или раскрываемой основной мысли. С той же целью- наблюдать за единством предмета речи или главной мыслью – может быть использован и другой вариант упражнения. К прочитанному тексту на доске даются два предложения: одно непригодное для данного текста, а другое вполне уместное в качестве, например, концовки всего текста или его первого предложения.

Чтобы привлечь внимание к последовательности предложений в тексте, можно на доску  выносить текст с букварной страницы  рассыпанном виде, предлагая решить, всё ли понятно в рассказе.

Во 2-ом классе представлена огромная работа над понятием текст, основными признаками текста. Например, в одном из упражнений предлагается читать исходное предложение из одного упражнения и подставлять к нему каждое из предложений из другого упражнения, решая подходит оно или нет. Также рекомендуется делать и в следующем упражнении: читая по предложению, выяснять о чём первое, о чём второе. Общий вывод: все предложения о разном, каждое о своём, поэтому текст не получился.  Есть задания с выбором учениками заголовка к тексту, на тренировку в создании текста и обобщении( текст можно создавать и по картинке), предлагаются и творческие задания. Например, нужно оценить (на слух) соответствие заголовка и текста, написанного одним второклассником. Также во втором классе учащиеся учатся писать первые изложения. Конечная цель этих изложений – не только в том, чтобы учить воспроизводить тексты. Она шире: обеспечить становление умения достаточно свободно выражать свои мысли и чувства.

В третьем классе  кроме названных приёмов работы с текстом, вводится приём, который поможет ученикам лучше понять особенности типов речи и научиться практически их разграничивать. Это приём кино- или фотосъёмки: если то, о чём говорится, можно передать в одном кадре – перед нами описание; если нужно несколько кадров – повествование; нельзя передать в кадре – это оценка действительности. Учащиеся пишут изложения по тексту, дополнительно третьеклассники наблюдают за лексическим значением оценочных слов и их функцией, учатся соотносить их с описанием и повествованием. Предлагается и такое задание: списывая текст учащиеся должны не только дополнить мысль, но и придумать 1-2 предложения для раскрытия определённой мысли.

В 4-ом классе все уроки содержат задания творческого характера. Учащиеся работают с текстами разных типов речи. Например, создавая новое предложение о пингвинах, ученики должны будут изменить форму числа у всех имён существительных и прилагательных, в том числе и воспользоваться словом люди как формой множественного числа существительного человек. У них должно получиться предложение: пингвины похожи на людей в чёрных пиджаках и белых жилетах. Одно из заданий напоминает ученикам средства, которыми создаётся выразительность повествования; помогает им самим убедиться в том, что можно улучшить текст, если поработать над ним в качестве редактора. Предлагается два варианта текста и понятно, что второй вариант ярче, выразительнее первого. Изобразительность ему придаёт прежде всего переход автора в наиболее важных для рассказа местах на формы настоящего времени, что позволяет читателю как бы стать свидетелем происходящего. Подобный анализ готовит учащихся к следующим творческим работам.

Вся работа над развитием связной речи школьника проводится в определённой системе. Формируемые речевые умения обусловливают этапы работы, текстовый материал, виды упражнений, характер заданий. У Марины Сергеевны Соловейчик подобрано большое количество текстов, как для списывания, так и для изложений, что существенно облегчает работу учителю по поиску текстов для работы. Виды заданий будут интересны детям, к тому же многие задания творческого характера.

§3. Из опыта работы.

В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по развитию речи учащихся. В начальной школе одними из трудных являются уроки по работе над понятием текст, признаки текста, типы текста, а также применения полученных знаний на практике при составлении собственного текста, написания изложения.

Л.Ф. Король в своих статьях предлагает разнообразные виды письменных работ, задача которых – добиться творческого подъёма в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка. К таким видам относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение.

Все виды работ она предлагает проводить в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его. Творческое списывание обычно усложняются заданиями, связанными с развитием речи.

Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Одним их видов творческого диктанта является составление текста по опорным словам.

Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. В данном диктанте учащиеся запоминают 2-3 предложения и тут же их записывают.

Из сказанного следует сделать вывод: многообразны виды творческих работ, позволяющих учителю, разумно сочетая их все, добиться закрепления знаний по тексту.

Так, Л.Д. Санина в своей статье «Работа над связностью текста» предлагает серию упражнений, предназначенных для обучения младших школьников умению «составлять текст», то есть постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой.

Первая группа упражнений  научит школьников строить прямой порядок слов в ответах на вопросы: повторить то, что уже известно из вопроса.

Вторая группа преследует следующие цели: во-первых, школьники учатся соединять два смежных предложения в тексте за счёт того, что некоторые элементы предыдущего предложения непосредственно воспроизводятся как уже известное в последующем предложении.

Выполняя третью группу упражнений, школьники учатся связывать смежные и отстоящие друг от друга предложения в тексте таким образом, что в последующем предложении воспроизводится содержание какой-то части предыдущего предложения путём простой синонимической замены слов и конструкций.

Четвёртая группа упражнений предполагает работу над такой лексической формой соединений предложений, при которой в первом предложении обозначается целое, а во втором как уже известное включается ряд слов, обозначающих конкретные детали целого.

Эти упражнения помогают знакомить учащихся с текстами описательного характера и подготавливают школьников к овладению умением включать элементы описания в повествовательные тексты.

В пятую группу вошли упражнения, которые тренируют учащихся в соединении предложений, связанных отношениями общего и частного, а именно: во втором предложении даётся обобщённое название того, что описывается в первом.

Санина в своей статье не ставила своей целью охватить все способы лексической связи предложений в тексте. Целью предложенной системы упражнений было показать приёмы работы по обучению младших школьников строить связи между предложениями в  тексте.

Дёмичева В.В. в своей статье «Текст-модель и работа с ним на уроках русского языка» вводит текст-модель. Текст-модель – это образец, используя который, можно построить аналогичное высказывание. Он строго выдержан в рамках определённого типа текста.

Работа над текстом-моделью может вестись в нескольких направлениях:

1)     составление подобных текстов по предложенной модели (чётко следуя структуре и нитям связи предложений внутри модели);

2)     продолжение (самостоятельное) текста-модели по данному началу ( работа по этому направлению предполагает развитие творческого потенциала учащихся);

3)     конструирование текста-модели путём расширения (обогащения) содержания входящих в его состав предложений.

Каково же назначение текста-модели?

С точки зрения Дёмичевой, это во-первых, возможность для учащихся усвоить структуру текста; во-вторых, возможность построить самостоятельное связное высказывание из 9-12 предложений; в-третьих, это возможность осознанно использовать средства межфразовой связи.

Г.А. Бакулина в своих работах говорит о том, что на уроках русского языка в начальных классах значительное место отводится текстам упражнений. Текстовые упражнения находят широкое применение в методике обучения средствами субъективизации.

Во время работы с текстовыми упражнениями требуется соблюдение ряда условий.

Во-первых, тексты должны иметь воспитывающе-познавательный характер.

Во-вторых, текст обычно предъявляется детям в незавершённом виде, без сформулированного к нему задания. Школьники на основе проведённого анализа предложенного учителем исходного материала (деформированного текста, незаконченного текста).

В-третьих, работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме. От текста к тексту задания меняются и усложняются, стимулируя мыслительную деятельность школьников.

Бакулина предлагает варианты текстовых упражнений, которые могут быть использованы в 3-4 классах, такие как: восстановление текста по таблице, восстановление слов в тексте по имеющимся в них орфограммам, восстановление в тексте пропущенных фразеологических оборотов, упражнения на восстановление текста по причинно-следственным связям входящих в него предложений и установлению последовательности происходящих в них действий.[1, С.18]

Таким образом, всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех её этапах.

Выводы по II главе.

Вершиной обучения письменной связной речи по праву считается сформированность у детей умения составить текст, то есть готовность к выражению содержания, соответствующего данной теме и подчинённого основной мысли, при помощи предложений, расположенных в определённой последовательности.

Из сделанного нами анализа содержания  темы «Текст» по учебникам Соловейчик и Рамзаевой, можно сделать следующие выводы.

У Т.Г. Рамзаевой объём знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов, для осознанного структурирования текста в зависимости от его вида. Уповая на усвоение детьми закономерностей создания текста «на неосознанном уровне», традиционная методика не принимает во внимание положение о том, что овладение языком – это прежде всего процесс познания, стремление найти какие-то закономерности, правила, которые помогли бы строить свои сочинения, свои тексты.

У М.С. Соловейчик  видна более чёткая структура построения изучения темы «Текст». Все вводимые понятия отличаются полнотой и точностью, выстроены в логической связи между собой. Овладение знаниями и умениями о тексте направлены на совершенствование у школьников речевой деятельности. От текста к тексту задания меняются и усложняются, стимулируя  мыслительную деятельность школьников. Уже во 2-ом классе увеличивается объём исходного материала, на основе которого учащиеся образуют текст. Текстовый материал становится сложнее и разнообразнее по содержанию. Наряду с ранее использованными видами работ по восстановлению и составлению текста, появляются новые. Они предусматривают более напряжённую умственную деятельность школьников, более высокую творческую направленность.

Также мы рассмотрели журналы «Начальная школа», в которых всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по развитию речи учащихся. В начальной школе одними из трудных являются уроки по работе над понятием текст, признаки текста, типы текста(типы речи). В своих статьях учителя предлагают разнообразные виды письменных работ (Л.Ф. Король), серию упражнений, предназначенных для обучения младших школьников умению «составлять текст» (Л.Д. Санина), предлагают вводить тексты-модели, как образцы текстов для учащихся (В.В. Дёмичева).

В начальных классах велик интерес ребёнка к живому слову, он чувствует язык, задаёт много вопросов, пытается устанавливать связь между окружающими его явлениями. Общеизвестно, какое важное значение имеет связная речь вообще и связная письменная речь, в частности. Поэтому не случайно в учебники русского языка (и по традиционной программе обучения, и по развивающим программам) введено такое понятие, как «текст».

Заключение.

В последнее  время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения. Поэтому не случайно в учебники русского языка введено такое понятие как «текст». Работа над связной речью вообще и над понятием «текст», в частности, занимаются М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, Н.С. Валгина и др.

Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине CC века на пересечении ряда наук. Текст изучается такой языковедческой наукой, как лингвистика текста – дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При этом текст понимается как языковая дисциплина.

Наиболее полным считается определение «текста» И.Р. Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющие определённую целенаправленность и прагматическую установку».

Для учащихся начальных классов М.С. Соловейчик предлагает такое определение понятия: « Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль».

Так как цель нашего курсового исследования – проанализировать содержание темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой, то на основе нашего анализа можно сделать следующие выводы.

У М.С. Соловейчик  видна чёткая структура построения изучения темы «Текст». Все вводимые понятия отличаются полнотой и точностью, выстроены в логической связи между собой. Овладение знаниями и умениями о тексте направлены на совершенствование у школьников речевой деятельности.

У Т.Г. Рамзаевой объём знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов, для осознанного структурирования текста в зависимости от его вида.

Также, мы рассмотрели журналы «Начальная школа», в которых всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по тексту, по признакам текста, типам текста.

Таким образом, цель нашей работы достигнута; задачи решены.

Список литературы.

1.     Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в III-IV классах // Начальная школа. – 2006. - №4.

2.     Баранов М.Т. Русский язык: Справ. материалы.– М.: Просвещение,1993.

3.     Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие.– М.:Логос,2004.

4.     Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.– М.: Наука, 1981.

5.     Дёмичева В.В. Текст–модель и работа с ним на уроках русского языка // Начальная школа.–1994.–№11.

6.     Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие.– М.: Флинта, 1998.

7.     Король Л.Ф. Творческие работы на уроках русского языка // Начальная школа.– 1998.–№4.

8.     Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников // Начальная школа. –2002.–№9.

9.     Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002.

10. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности.– Псков, 2005.

11. Оморокова М.И. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя //  Начальная школа.– 1980.–№1.

12. Рамзаева Т.Г. Методика обучения рускому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов. –М.: Просвещение, 1979.

13. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.

14. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.

15. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.

16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.

17. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб пособие для студентов пед. учеб заведений / Под ред. М.С. Соловейчик.– М.: Просвещение, 1993.

18. Санина Л.Д. Работа над связностью текста // НШ.–1986.–№10.

19. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 1 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

20. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

21. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 3 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

22. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 4 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

23.  Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: 1кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2001.

24. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: 2кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2002.

25. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: 3кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2002.

26. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: 4кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2002.




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена