Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н.
Островский - крупнейший драматург второй половины 19 века. "Гроза” - одно из его ярчайших
произведений. Оно было написано в
1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. Он один
из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от
путешествия по Волге. И не случайно он
избрал именно такое название для своей пьесы.
В слове “гроза” заключен огромный
смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который
существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
В центре пьесы - конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной
спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня —
Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом
свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза,
небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием
каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза” звучит в сцене
прощания с Тихоном. Он говорит: “...Недели две никакой грозы надо мной не
будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы
родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи,
почувствовать себя свободным,“на весь год отгуляться”.
Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх
перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, - говорит Дикой
Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она
ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с
собой ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, - так это механик-самоучка Кулигин. Он
даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод.
Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы
и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь
травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У
вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не
боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не все спокойно — назревают какие-то
перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта,
его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам,
она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно,
кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами
грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень
испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой,
поэтому просто не смогла жить с грехом на душе - грехом любви к чужому человеку.
Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого,
подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не
смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для
Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису,
племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в
грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее
возлюбленному. Катерина - замужняя женщина, она не имеет права изменять своему
мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как
ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не
был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но
Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к
Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем.
Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал
Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это
было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он
оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе,
предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство
Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском
обществе во второй половине XIX
века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе
после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется
на своих местах.