Смысл названия пьесы А.Н. Островского "Гроза"
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н. Островский - крупнейший драматург второй половины 19
века. "Гроза” - одно из
его ярчайших произведений. Оно было
написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском
обществе.Он один из первых дал широкое описание
купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге.
И не случайно он избрал именно такое название для
своей пьесы.
В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но
это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение
нескольких веков в русской жизни.
В центре пьесы - конфликт представителей “темного царства”
с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь
людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее
человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе:
краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение
грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “...Недели две никакой
грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из
атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи,
почувствовать себя свободным,“на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее
всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные
грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, - говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь
возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и
считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не
может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, - так это механик-самоучка Кулигин. Он
даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод.
Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы
и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего
вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а
мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы
себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже
не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является
предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в
состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил
бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на
сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине
близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень
испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была
очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом
на душе - грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не
выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало
порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного
царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису,
племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в
грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее
возлюбленному. Катерина - замужняя женщина, она не имеет права изменять своему
мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как
ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не
был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но
Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к
Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем.
Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину,
но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было не
столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об
этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе,
советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь
Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым
Борис также является частью
калиновского мира.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в
русском обществе во
второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и
название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в
жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.