База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Влияние мировоззренческих установок на творчество Германа Гессе

Влияние мировоззренческих установок на творчество Германа Гессе

Влияние мировоззренческих установок на творчество Германа Гессе

Мюнстер Елена Георгиевна

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.»

(Римлянам, 12, 18)

Эти строки из библии можно дополнить следующими: «Будьте в мире с самими собой.» И именно искание мира в себе отличает творчество немецкоязычного поэта и писателя Германа Гессе. Противник войны, противник насилия, вечно ищущий путь к себе самому, поднимающий проблемы бытия и духа, Гессе ранимый и утверждающийся, стремящийся отстоять свое право быть поэтом, Гессе противоречивый, пытающийся соединить несоединимое – Восток с Западом, веру с неверием, Гессе, бунтующий против христианских догматов и Гессе, христианин до мозга костей.

Всем своим творчеством Гессе отстаивал свое право быть самим собой и право становиться другим. Но как бы ни был противоречив он в своих поступках, своих творениях, неизменным в нем оставалось одно: стремление сохранить в этом меняющемся и деградирующем духовно мире остатки духовности, стремление развить эти ростки и сделать их достоянием всего человечества.

Герман Гессе родился 2 июля 1887 году в небольшом швабском городке, как бы сошедшем со страниц старинных немецких сказок и баллад. Романтичность и своеобразие этого места не могло не отразиться на детском восприятии маленького Германа, рано осознавшего свое предназначение в этом мире. Он хотел стать и стал поэтом.

Родные Гессе были глубоко верующими людьми, занимались миссионерской работой. Это были очень образованные люди, особенно дед со стороны матери, миссионер, долго проживший в Индии и бывший известным ученым-востоковедом.

Родители хотели, чтобы сын стал продолжателем семейной традиции, но Гессе избрал свой путь. И все же, несмотря на периодические бунты против религиозного мировоззрения, во всем его творчестве прослеживается стремление утвердить идеалы и ценности, провозглашаемые в глубоко почитаемой им Книге книг.

По словам немецкого литературоведа Э.Хильшера, «решающей чертой своего бытия и творчества Гессе считал «религиозный стимул».Он исповедывал гуманистическую религию, которая утверждает веру в силу доброты, поэтически воплощает благоговение перед человеческой сутью.» [6, c.87] Хильшер приводит следующее высказывание Гессе: «Всякая истинная поэзия есть утверждение, она возникает из любви, имеет основой и источником благодарность по отношению к жизни, она есть хвала Богу и его творению.» [6, c.87]

Как отмечает еще один литературовед, В.Д Седельник, «....Вера важна для Гессе не в религиозном смысле – всякие церковные догмы и конфессиональные распри были ему совершенно чужды, - а как противоположнсть безверия, цинизма, отчаяния, пустоты, как знак исканий и борений духа. Он верил в человека как в «удивительную возможность», не угасающую даже в самые бесчеловечные периоды истории.» [5, c.19]

Такими периодами в понимании Гессе были войны, уносившие миллионы человеческих жизней, ведущие к упадку и бездуховности. Но упадок культуры, девальвация духовных ценностей случались и в мирное время и это вызывало у Гессе самую глубокую озабоченность. Как правильно подметили А.Акиндинова и Л.А.Бердюгина, Гессе глубоко переживал «бессилие, беспомощность самых высоких и чистых идей, составляющих душу европейской культуры, их неспособность существенным образом отразиться в жизни людей, улучшить ее, одухотворить и облагородить.» [1, c.179]

Получалось, что можно «обладать культурой и в то же время пребывать вне ее, быть хранителем духовных ценностей и все же бессознательно способствовать их девальвации.» [1, c.180]. Как далее отмечают Акиндинова и Бердюгина, такое состояние духа, человека, культуры Гессе называет «переходным»: « Всю литературу рубежа веков (в том числе и собственные произведения) писатель относит к «литературе переходного периода». [1, c.181]. И, может быть, именно потому, что мы в настоящее время также находимся в своеобразном переходном периоде, когда снова происходит переоценка ценностей и идеалов, творчество Гессе вновь пробуждает интерес у читателей постсоветского пространства. Гессе не дает в своих произведениях ответов, по его словам, он только «ставит правильные вопросы», а для получения ответов часто отсылает к единственному и благодатному источнику, провозглашающему вечные и непреходящие ценности.

Для Гессе конечной целью культуры является нравственное воспитание человека, пробуждение в нем этической личности. Недаром самый известный его роман «Игра в бисер» литературоведы называют гуманистически-философской поэмой о духовном будущем человечества, несущем на себе «печать самого высокого,благородного вкуса, интеллектуальной утонченности и нравственной чистоты». [1, c.196].

При выражении своих взглядов Гессе не ограничивается только прозой.Работа духа и мысли получает свое классическое завершение в стихотворных строках. Гессе писал о своих стихах: «...все они говорят обо мне самом, отражают мой собственный путь, мои тайные мечты и желания, мои собственные горькие лишения.» [6, c.105]

Как отмечает Д.Затонский, «поэзия и литература как бы сливаются у него, друг друга дополняют, составляют нечто цельное.» [5, c.238]. Так, например, незадолго до выхода в свет прозаического произведения «Степной волк « Гессе издает цикл стихов под таким же названием, который затем входит в расширенный сборник стихов под общим названием «Кризис». Основной темой этих произведений Гессе может считаться как кризис личности, так и кризис общественный. Но, как пишет сам автор в предисловии к роману, что «хотя эта книга и повествует о страданиях и муках, она ни в коем случае не является книгой отчаявшегося, это книга верующего.» [7, c.6]

Герман Гессе известен не только как поэт и прозаик, но также и как публицист, поднимавший на страницах своих статей и публикаций важнейшие вопросы своего времени. В одной из таких работ, «Библиотеке всемирной литературы», 1929г., он отмечает важность образования: «... стремление к образованию, то есть совершенствованию ума и души, - это не утомительный путь к тем или иным ограниченным целям, это расширение нашего кругозора, обогащение нашей способности жить и радоваться жизни.» [2, c.148] По словам Гессе, образование «помогает осмыслить нашу жизнь, разгадать прошлое и смело смотреть в будущее.» [2, c.148]

Во все века источником знаний служила книга, письменное и печатное слово. Книга же и путь к образованию. По мнению Гессе, книга всегда будет «единственным средством, благодаря которому человечество может узнать собственную историю и непрерывно сознавать себя».[2, c.179]. Гессе считает, что «...не следует опасаться исчезновения книги в будущем, наоборот, чем полнее новые изобретения удовлетворят со временем потребность людей в общении между собой и распространении образования, тем скорее возродятся достоинство и авторитет книги.»[2, c.179]. Гессе писал эти строки в далеком 1930 году, когда еще даже фантасты не могли представить себе сегодняшнюю степень развития телевидения и компьютерных сетей, но слова его не только не потеряли своей актуальности, но, как мне кажется, приобрели еще большую остроту. Люди, несомненно, соскучатся по осязаемости книжных переплетов, шелесту страниц и магической силе печатного и рукописного слова, которые Гессе называл «магическими формулами».

Истоки духовности самого Гессе кроются не только в христианском наследии предков. Рано пробудившийся интерес к Востоку наложил свой отпечаток и на мировоззрение писателя. Как отмечает литературовед Д.Затонский, у древних индийцев и китайцев Гессе учился «искусству медитации, самоанализа, невозмутимо созерцательному отношению к сущему». [3, c.237]. Немецкий литературовед Э.Хильшер отмечает, что Гессе был «одним из лучших знатоков восточно-азиатских культур» и что они «решающим образом повлияли на его мировоззрение». [6, c.91] Важнейшей заслугой Гессе Хильшер считает то, что он «открыл поразительные возможности и пути их современного восприятия». [6, c.91]

Теме Востока Гессе посвятил ряд своих произведений, таких как «Паломничество в страну Востока», «Сиддхарта», «Поэт» и другие, тема Востокак, восточной культуры, так или иначе, проходит через все творчество Гессе, олицетворяя его идею «синтеза Востока и Запада, сближения между народами».[6, c.93]

Что касается европейской философии, то после Сократа она Гессе мало увлекала. Но все же некоторые философские учения привлекли его внимание. Еще в юности он открыл для себя Ницше и в его «Заратустре» и «Антихристе» нашел «подтвержение своих юношеских антихиристианских настроений». [6, c.99]. Этого реакционного философа он еще долго считал «последним одиноким представителем немецого духа, немецкого мужества, немецкой решимости». [ 6, c.99]. Влияние Ницше сказалось в политической брошюре Гессе «Возвращение Заратустры» (1919г.) и в романе «Демиан», в которых он клеймил современные пороки и ложь, призывал к переоценке всех ценностей и подчеркивал индивидуальное начало в каждом человеке.

В 1905 году Гессе впервые ознакомился с трудами Шопенгауэра. Идеи этого философа были Гессе чрезвычайно близки, так как в их основе были те же самые древнеиндийские представления о необходимости ухода из мира, о том, что лишь бездействие и медитация способны помочь человеку «своими силами добиться блаженства». [6, c.90]

Не избежал Гессе и влияния Зигмунда Фрейда. В 1916 году он проходил курс лечения от депрессии у ученика Юнга – Й-Б.Ланга, а затем, в 1921 году, у самого Юнга. Большое впечатление на него произвели рабоы Фрейда «Толкование сновидений» и Юнга – «Психологические типы» и «Превращение либидо». Тема расщепления лчности, двойственная структура сознания, была затронута Гессе в романе «Степной волк» и в статьях «Художник и психоанализ», «Ночные игры». В то же время Гессе резко критиковал литераторов, ничего не смыслящих в медицине и психиатрии и выискивающих в произведениях поэтов «следы каких-то комплексов и проявления неврозов» и ославляющих их на весь свет как «психопатов». [2, c.195]

Большое влияние на Германа Гессе и его творчество оказал и швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт, который, вслед за Шопенгауэром, «придерживался скептически-пессимистических воззрений», отрицал «возможность прогресса» и «рассматривал исторические события как бы вне движения». [ 6, c.116]. Влияние Буркхардта особенно прослеживается в романе Гессе «Игра в бисер», в котором писатель поднимает проблему ответственности духа перед историей, и ценности духа выражаются с помощью универсального языка –«игры как квинтэссенции чистой духовности». [4, c.251] Главный герой романа не случайно носит имя Кнехт, что в переводе с немецкого означает «слуга». Автор как бы подчеркивает необходимость не чисто умозрительной интеллектуальной работы духа, а деятельности духа, направленной на служение людям

Говоря о творчестве и мировоззрении Германа Гессе, нельзя не отметить традиционность его творчества, влияние на него величайшего гуманиста Германии Иоганна Вольфганга Гете. Гессе писал о нем: «Среди всех немецких поэтов я больше всего благодарен Гете, он занимал меня болше всего, угнетал, ободрял, понуждал следовать за ним или с ним спорить.» [2,c.205]. Гессе подчеркивал важнось чтения Гете молодым поколением: «Если бы я руководил средней или высшей школой, я бы вообще запретил чтение Гете и разрешал знакомство с ним лишь в качестве высшей награды самым лучшим, самым достойным.....И в своих поисках духа, который мог бы нас спасти, и в готовности, не боясь никаких жертв, служить этому духу они не смогли бы найти себе лучшего вождя и лучшего товарища, чем Гете.» [2, c.211]

Как отмечают литературоведы, Гессе не имел четких мировоззренческих позиций и это не могло не сказаться на его творчестве, в котором «отражены все сомнения, колебания, разочарования буржуазной интеллигенции в период между двумя мировыми войнами, ее неспособность постичь глубинные социальные процессы, вызывающие и в значительной степени определяющие те или иные явления культуры». [1, c.194] И именно поэтому «ведущим принципом художественно-философского мышления становится именно утопия: моделирование тех возможностей, которые не могут быть реализованы в наличном бытии, но которым тем не менее представляются необходимыми человеческому духу». [1, c.194]

Для творчества Гессе характерен уход от реальности, поиски своего внутреннего «я», созерцательность и описательность. Он не призывает к активным действиям, он только показывает действительность такой, как она ему видится и тем самым заставляет нас задумываться над проблемами бытия, «будит беспокойство, заснувшую совесть и активизирует разум», дает «свободу думать самим и самим находить свой путь». [6, c.119]

Симферополь, июнь 2002 г.

Список литературы

1. Акиндинова Т.А, Бердюгина Л.А. Г.Гессе: между пессимизмом знания и оптимизмом веры.В кн. «Новые грани старых иллюзий», Ленинград.: Издательство Ленинградского университета, 1984г. - с.169-196

2. Гессе, Герман. Письма по кругу М.:Прогресс, 1987. – 400с.

3. Затонский Д. Парадоксы Германа Гессе.В кн. «В наше время». М.: Сов.писатель,1979. – с.230-257

4. Лейтес Н.С. Немецкий роман, 1918-1945г. Пермь:Пермский унив-т, 1975г.

5. Седельник В.Д. Я верю в законы человеческого рода ... Предисловие к книге Германа Гессе «Письма по кругу». М.: Прогресс, 1987. – с.5-21

6. Хильшер Э. Истоки мировоззрения Германа Гессе. В кн.»Поэтические картины мира». М.: Художест.литература», 1979г, с.85-119

7. Hermann Hesse. Der Steppenwolf und unbekannte Texte aus dem Umkreis des Steppenwolf. Zusammengestellt und mit einem Essaz von Volker Michels. Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main, 1972. – 357.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gesse.net.ru/




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена