Маркетинговый анализ рынка велосипедов
1. Описание товара и потребителей, для которых он предназначен
Объектом исследования данной работы выступает рынок велосипедов города Казани и Республики Татарстан. Необходимо отметить, что в настоящее время рынок сильно дифференцирован, т.к. на нем представлены различные товарные марки, такие как Specialized, Stels, Аист, Forward, Stark и многие другие. На сегодняшний день данный рынок имеет тенденцию к возрастанию спроса с одновременным возрастанием потребностей потребителей.
Данный товар относится к товарам длительного спроса, т.е. товар, который потребитель обычно покупает редко по необходимости, затрачивая время на принятие решения о покупке. В основном потребителями данного товара являются люди, которые используют его для личных целей (развлечения, путешествия), реже теми, кто использует его для профессиональной деятельности (велоспорт, вело-экстрим).
В настоящем исследовании потребителями данной категории товаров являются женщины и мужчины в возрасте от 5 лет и старше.
2. Емкость рынка товара повседневного спроса
Емкость рынка – это общая потребность рынка или выбранного сегмента в велосипедах.
Д = V + Z,
где
Д – емкость рынка в данных товарах в году, шт
V – начальная потребность в году, шт
Z – потребность на замену в году, шт
V = (N – Q) * Ч
N – нормативная обеспеченность в году, шт
Q – фактическая обеспеченность в году, шт
Ч – количество потребителей – семей
Z = Q * Ч * 1/R
R – срок службы товара в годах.
Данные для товара автомобиль в расчете на 100 семей
| 
   N, шт  | 
  
   Q, шт  | 
  
   Ч, семьи  | 
  
   R, лет  | 
 
| 
   70  | 
  
   63  | 
  
   968 983  | 
  
   3  | 
 
V = ((70 – 63) * 968 983)/100 = 67828,81 шт
Z = 63/100 * 968 983 * 1/5 = 203486,43 шт
Д = 67828,81 + 203486,43 = 271315,24 шт
3. Анализ результатов маркетинговых исследований рынка
Велосипедов по Казани и РТ.
В целях изучения рынка велосипедов по Казани и РТ было проведено анкетирование, генеральная выборка которой составила 30 человека. Из них 15 женщин и 15 мужчин. Средний возраст опрашиваемых составил 24, 5 лет.
1.Имеется ли в вашей семье велосипед?
А) Да
Б) Нет
| 
   да  | 
  
   28  | 
  
   93,3%  | 
 
| 
   нет  | 
  
   2  | 
  
   6,7%  | 
 
2. Какой марки велосипед Вы имеете/хотели бы иметь?
А) Specialized
Б) Stels
В) Аист
Г) Forward
Д) Stark
| 
   Specialized  | 
  
   7  | 
  
   23%  | 
 
| 
   Stels  | 
  
   8  | 
  
   27%  | 
 
| 
   Аист  | 
  
   4  | 
  
   13%  | 
 
| 
   Forward  | 
  
   7  | 
  
   23%  | 
 
| 
   Stark  | 
  
   5  | 
  
   14%  | 
 
3. Для чего Вы используете велосипед?
А) поездки по городу
Б) экстремальные виды спорта
В) на даче, в деревне
| 
   поездки по городу  | 
  
   17  | 
  
   60,7%  | 
 
| 
   экстремальные виды спорта  | 
  
   6  | 
  
   21,4%  | 
 
| 
   на даче, в деревне  | 
  
   5  | 
  
   17,9%  | 
 
4. При покупке велосипеда Вы учитываете?
А) цену
Б) качество
В) дизайн
| 
   цену  | 
  
   5  | 
  
   16,67%  | 
 
| 
   качество  | 
  
   21  | 
  
   70%  | 
 
| 
   дизайн  | 
  
   4  | 
  
   3%  | 
 
5. Считаете ли вы необходимым иметь велосипед в городе?
А)да
Б)нет
| 
   да  | 
  
   8  | 
  
   33,3%  | 
 
| 
   нет  | 
  
   22  | 
  
   66,7%  | 
 
6. Какие бы вы хотели дополнительные возможности в велосипеде?
А)гудок
Б)фары
В) корзинку на багажник
Г) встроенные часы
| 
   гудок  | 
  
   5  | 
  
   16,67%  | 
 
| 
   фары  | 
  
   9  | 
  
   30%  | 
 
| 
   корзинку на багажник  | 
  
   10  | 
  
   33,33%  | 
 
| 
   встроенные часы  | 
  
   6  | 
  
   20%  | 
 
7. Довольны ли вы разнообразием предлагаемых на рынке велосипедов?
А)да
Б)нет
| 
   да  | 
  
   21  | 
  
   75%  | 
 
| 
   нет  | 
  
   7  | 
  
   25%  | 
 
8. За какую цену вы готовы приобрести велосипед
А) до 2500 руб.
Б) от 2500 и до 7000 руб.
В) от 7000 руб. и более
| 
   до 2500 руб.  | 
  
   5  | 
  
   16,67%  | 
 
| 
   от 2500 и до 7000 руб.  | 
  
   21  | 
  
   70%  | 
 
| 
   от 7000 руб. и более  | 
  
   4  | 
  
   3%  | 
 
9. Нравятся ли вам места продажи велосипедов?
А)да
Б)нет
| 
   да  | 
  
   15  | 
  
   50%  | 
 
| 
   нет  | 
  
   15  | 
  
   50%  | 
 
10. Кто вы по профессии?
А)портниха
Б)менеджер
В)продавец
Г)домохозяйка
Е)предприниматель
Д)преподаватель
| 
   портниха  | 
  
   20  | 
  
   66,67%  | 
 
| 
   менеджер  | 
  
   2  | 
  
   6,67%  | 
 
| 
   продавец  | 
  
   1  | 
  
   3,33%  | 
 
| 
   домохозяйка  | 
  
   4  | 
  
   13,33%  | 
 
| 
   предприниматель  | 
  
   1  | 
  
   3,33%  | 
 
| 
   преподаватель  | 
  
   2  | 
  
   6,67%  | 
 
4.Выбор стратегии маркетинга
В результате исследования нами было выделено 3 целевых сегмента, что предполагает использование дифференцированной стратегии маркетинга, учитывающей особенности каждого сегмента. Так как данные сегменты имеют разные предпочтения при выборе велосипеда по-разному реагируют на изменения, происходящие на рынке, следовательно, требуют разработки индивидуального комплекс маркетинга для этих сегментов.
5. Расчет спроса
Расчет спроса
Рассмотрим 4 сегмента, дифференцированных по уровню доходов:
| 
   | 
  
   Среднемесячный уровень доходов  | 
 ||
| 
   до 10000  | 
  
   10000-20000  | 
  
   20000 и более  | 
 |
| 
   Численность сегмента (численность семей)  | 
  
   179262  | 
  
   455422  | 
  
   334299  | 
 
| 
   № сегмента  | 
  
   сегмент 1  | 
  
   сегмент 2  | 
  
   сегмент 3  | 
 
Годовой доход сегмента j = Ч * среднедушевой доход
Среднедушевой доход по РТ на июль 2008 = 15429,7 руб
Годовой доход:
Сегмента 1 = 170 348 * 15429,7 = 2151142,26 руб
Сегмента 2 = 340 696 * 15429,7 = 5465064,12 руб
Сегмента 3 = 1 277 610 * 15429,7 = 4011589,62 руб
А = сумма денег, которую могут выделить покупатели на покупку велосипеда
А = годовой доход * d * TR, где
d – доля товарной категории
TR – доля товарной категории, которую тратит сегмент на данную категорию
d = (ГП (годовая покупка товара) * P (средняя цена)) / S(ГП * P ср)
S(ГП * P ср) = 1/10*800 + 10*800 + 1/10*1800 + 1/7*900 + 1/10*500 + 600*1/10 + 600*1/12 + 13500*1/15 + 12300*0,95/15 + 500*1/10 + 4200*1,4/15 = 2800*0,35/20 + 2000*0,8/10 + 720000*0,5/15 + 1100*1/10 + 730*1/10 + 3200*1/12 +60*4 + 20*3 + 1200*1/6 + 500*1/6 = 83 911, 87
d = (0,5/5 * 720000) / 83 911, 87 = 0,858
TR = 0,063
A1 = 149511020 A2 = 379838809 A3 = 278817849
Q = A/P ср
Q1 = 208 Q2 = 526 Q3 = 387
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольший спрос на велосипеды приходится на сегменты 3 и 4, отличающихся от предыдущих по своей величине в 3-4 раза. Это объясняется уровнем доходов и численностью каждого из сегментов. Сегменты 3 охватывает большую часть покупательноспособного населения Республики Татарстан. Сегмент 4 занимает второе место по численности и включает потребителей, получающих высокие доходы. Таким образом, у этих сегментов увеличивается возможность откладывать или выделять определенную сумму средств на покупку велосипеда.
6.Расчет эластичности
Ed = ΔQ %/ ΔP %, где
ΔQ - процентное изменение количества продаваемой продукции
ΔP - процентное изменение цены
Согласно статистическим данным по Татарстану изменение цен на велосипеды в августе 2008 по отношению к августу 2007 составило 97,7, то есть цены уменьшились на 2,3 %. Объем продаж соответственно составил 103 %; увеличившись на 3%. Определим эластичность спроса:
Ed = 3 % / 2,3% = 1,3
Спрос является эластичным, так как 1,3 > 1. Уменьшение цены повлекло, увеличение объема продаж. Однако темп изменения цен оказался более высоким нежели изменение объема продаж, что означает не столь высокую эластичность спроса. К тому же следует учесть и то, что каждый сегмент в зависимости от уровня дохода будут по-разному реагировать на изменение цен. Так, к примеру, потребители с более низкими доходами будут более чувствительно реагировать на изменения, и эластичность по мере уменьшения доходов будет расти.
По аналогии можно предположить, что с увеличением цены часть потребителей может повременить с покупкой и отложить приобретение автомобиля на какой-то период времени. Что также следует учесть в дальнейшей разработке комплекса маркетинга.