База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе дзюдо

Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе дзюдо

Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе дзюдо

Кандидат педагогических наук О.Б.Завьялова , Красноярский государственный педагогический университет, Красноярск

Язык - это отражение времени и инструмент формирования мировоззрения людей. Прошлое и настоящее связаны чередой поколений, а язык создает духовную преемственность и формирует культуру народов (Т.А. Ван-Дейк, 1989; Л.П. Крысин, 1977).

В профессиональной деятельности по физической культуре и спорту умение убедительно говорить становится важным в связи с необходимостью привлекать к занятиям физической культурой, спортом детей, молодежь, расширять число поклонников любимого вида спорта, увеличивать количество спонсоров для финансирования тренировочной и соревновательной деятельности, поддерживать связи с государственными структурами на различных уровнях, повышать популярность спортсменов -победителей (В.К. Бальсевич, 1988; П.А.Виноградов, 1990; П. Смольянов, Д.О. Шилбури, 1999).

О значении профессиональной речи в деятельности профессионалов в сфере физической культуры и спорта говорят ведущие специалисты в этой области - В.К.Бальсевич, П.А.Виноградов, Л.П.Матвеев, Г.С.Туманян.

Профессиональная речь - это и есть речевой имидж специалиста, а точнее, речевой имижд тренера по борьбе дзюдо - это целенаправленно сформированный речевой образ специалиста по физической культуре и спорту, оказывающий положительное эмоционально-психологическое воздействие на слушателей и отражающий его профессионализм. Несомненно, речевой имидж - это компонент культуры будущего педагога-тренера.

Цель настоящего исследования : изучить процесс формирования речевого профессионального имиджа специалистов по физической культуре и спорту и разработать научно-методические рекомендации для будущих тренеров по борьбе дзюдо.

Организация исследования . С 1994 г. проводился анализ литературы, касающейся речевой подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. В течение 1997-1998 гг. проводились исследования грамотности и речевой подготовки абитуриентов, студентов-борцов 1 - 5-го курсов Института спортивных единоборств, выпускников факультета физической культуры и спорта, а также оценка речевой подготовки представителей профессорско-преподавательского состава. В 1999-2001 гг. по разработанной нами программе проводился эксперимент по формированию профессионального речевого имиджа студентов-дзюдоистов Института спортивных единоборств имени И. Ярыгина (директор - профессор А.И. Завьялов). Всего в исследованиях приняли участие 445 человек.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовленность лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 022300 - "Физическая культура и спорт", должна соответствовать следующей характеристике: "выпускник владеет профессиональным русским языком, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания, обладает культурой речи и общения...".

Декларативность этих требований проявится ярко, если сопоставить их с реальными возможностями учебного процесса в соответствии с образовательным стандартом: на предмет "культура речи" отводится всего 0,7% от общего количества часов. Печальную картину дополняет факт преподавания культуры речи профессионалом-филологом, но не профессионалом в области физической культуры и спорта.

В связи с вышесказанным уместно обратить внимание на недоумение специалистов физкультурных вузов (М.Е. Дуранов, Н.Н. Зволинская, В.С. Кузьмин, Л.И. Лубышева, Н.Н. Чесноков): "... Почему эрудиция студентов не развита?.. Что нам следует сделать, чтобы из ... академии физической культуры выходили образованные профессионалы?" Но эрудиция проявляется через искусство говорить. О формировании речевого мастерства "забыли" ведущие специалисты и руководители физкультурных вузов. При этом грамотность по русскому языку школьников, абитуриентов, студентов находится на низком уровне.

Для исследования грамотности мы выбрали общелитературный диктант (232 слова).

Результаты написания этого диктанта студентами 1-го и 5-го курсов факультета физической культуры следующие: 1-й курс (84 человека) - в среднем 18 (±7) ошибок; 5-й курс (44 человека) - в среднем 9 (±7) ошибок, различия достоверны (р<0,001). Студенты 1-го курса допустили ошибок в 2 раза больше. Это говорит о том, что обучение в вузе повышает уровень грамотности статистически достоверно, но тем не менее уровень грамотности выпускников низкий. На наш взгляд, повышение грамотности не обусловлено целевой подготовкой, а опосредовано изучением большого количества учебной литературы и конспектированием лекций по различным предметам.

Всему миру известно, что главными составляющими народной русскоязычной разговорной речи в СССР, России, языком среды являются нецензурные выражения. При этом большое количество людей живет, условно говоря, в двух измерениях: цензурном и нецензурном.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание за нецензурные выражения в общественных местах, однако очень многие нецензурно ругаются даже в общественных местах, матерные выражения встречаются на страницах прессы и в телевизионных передачах. Грязно ругаются рабочие, служащие, бедные, богатые, народные депутаты и члены правительства.

Большинство студентов (будущих преподавателей, тренеров) также живут в двух измерениях: общение с преподавателями - с помощью нормативной лексики, а с товарищами и непреподавателями - ненормативной.

Умение грамотно писать и говорить на родном языке - привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Для исследования профессионального владения речью мы применили разработанный нами метод авторских правок после документальной регистрации выступлений участников образовательного процесса по профессиональным вопросам (видеозапись и компьютерная регистрация текстов). Для оценки выделялась часть текста - 10 строк по 64 знака, - и подсчитывалось количество редакционных правок для приведения текста в соответствие с нормами русского языка.

Количество различных редакционных операций при нормализации документированных речей профессорско -преподавательского состава и студентов до и после обучения речевому мастерству представлено на рисунке.

 Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе дзюдо

Количество различных редакционных операций при нормализации документированных речей

При нормализации речей студентов было произведено в среднем 49 редакционных операций (d±10), а при нормализации речей профессорско -преподавательского состава достоверно меньше - в среднем 37 операций (d±10). Если рассматривать каждую операцию отдельно, то лишь в одной из них различия недостоверны - это операция удаления слов, хотя эта величина больше все-таки у студентов. Все остальные номинации имеют достоверно высокую разницу в пользу профессорско-преподавательского состава, а по операции замены слов у последних вообще исправлений не наблюдается.

Наибольший процент операций приходится на удаление слов, при этом у преподавателей это соотношение достоверно выше (74%), чем у студентов (50%). Здесь необходимо оговориться, что речь идет о процентном соотношении, а не о среднем количестве операций, которое у преподавателей, правда, недостоверно, но ниже. По номинациям "добавление", "исправление", "перестановка" слов у студентов достоверно большее процентное соотношение, чем у преподавателей, особенно в операциях исправления слов: у студентов - 14%, у преподавателей - 4%, достоверность различий достигла высокого уровня значимости (p<0,001).

Статистическая обработка операций по нормализации речи показала, что профессорско -преподавательский состав достоверно и почти по всем видам операций превосходит студентов. Однако количество операций по редактированию текста у профессорско-преподавательского состава тоже очень велико, что говорит о низком уровне ораторской речи даже самых квалифицированных и официально дипломированных (доцент, профессор) участников образовательного процесса, т.е. осуществляющих этот процесс.

Проведенные исследования побудили нас к экспериментальной проверке целенаправленного формирования профессионального речевого имиджа студентов-дзюдоистов Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина.

Для контроля предлагалась тема "Роль физической культуры в жизни общества".

Курс



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена